Организация соматических уроков

Лоуренс Голд

Lawrence Gold, “Organizing Somatic Exercises”.

[Статья написана в первую очередь для дипломированных преподавателей соматики Ханны, она также будет полезна широкому кругу людей для лучшего понимания соматических уроков — прим. перевод.]

Центральным для любой сомы является «паттерн», или организация, а в частности — движение, формирующее паттерн. Термины «паттерн» и «организация» являются абстракциями, но вы можете воспринимать «паттерн» как взаимосвязи, как одно настраивается на другое и как они влияют друг на друга. Хорошая организация проявляется как эффективное и рациональное функционирование; плохая (или случайная) организация проявляется как нерациональное или неэффективное функционирование. В этой статье речь идет об организации последовательностей соматических упражнений с целью улучшения организации человека, который их выполняет.

Томас Ханна издал в письменном и аудио формате ряд программ с соматическими упражнениями на различные темы: «Соматические упражнения для людей со слабой спиной», «Соматические упражнения для людей с округленными плечами и впалой грудью» и др. Он разработал данные программы с пониманием, как каждое соматическое упражнение готовит ученика к следующему упражнению, к цели, определенной заранее (а именно к улучшению состояния, обозначенного в названии каждой программы). Выбор соматических упражнений, сделанный им, был весьма органичным и осознанным.

Когда вы проводите занятия и семинары с соматическими упражнениями или когда в конце клинического сеанса учите клиента самостоятельно выполнять определенное соматическое упражнение, вы пытаетесь выбрать соматические упражнения, ведущие к достижению основной цели: улучшению соматического функционирования. Вы хотите, чтобы ваши ученики или клиенты в конце урока чувствовали себя более собранными, чем в начале.

Если вы провели клинический сеанс, вам хочется, чтобы соматическое упражнение усилило результат сеанса. Как выбрать подходящее упражнение? Вы смотрите на те движения, которым обучали клиента, и выбираете соматическое упражнение, которое развивает осознавание и контроль именно этих движений.

Здесь важно осознавать функциональные связи. Следует учитывать различные виды таких связей. Для простоты давайте рассмотрим 3 вида:

• Сочетания мышц агонистов / антагонистов

• Синергичные связи

• Вариации на тему

Мышцы агонисты / антагонисты

Давайте рассмотрим пример: урок, посвященный рефлексу Ландау («Урок №1»).

Урок №1 в книге «Соматика» посвящен освобождению мышц спины от хронического напряжения и освобождения от вошедшего в привычку паттерна, при котором происходит прогиб в пояснице. Этот урок начинается с движений, то прогибающих поясницу, то приближающих ее к поверхности. Это движение пробуждает осознание и контроль взаимосвязи между передними мышцами туловища (сгибателями) и мышцами спины (разгибателями). Две группы мышц в данном случае являются антагонистами. Далее урок продолжается движениями для осознания и контроля над мышцами спины. В конце урока предлагается выполнить прогибы поясницы и сгибание вперед — усложненную вариацию прогибов и прижатия поясницы к поверхности, при котором в работу вовлекаются также мышцы груди (сгибатели) и плеч (разгибатели).

Логическая схема урока является следующей:

1. Пробуждение осознания движений, на которые направлен урок. («Прогибы и прижатие поясницы»)

2. Намеренное вовлечение мышц, участвующих в рефлексе Ландау, в амплитудные движения, достаточно мягкие (подъемы над поверхностью с целью пандикуляции)

3. Интеграция освобожденных агонистов (мышц спины) с антагонистами (мышцами живота и груди) в новом равновесном состоянии. («Прогибы поясницы и сгибание»)

Функция шага 3 сходна c приемом «запирания», знакомого нам по клиническим сеансам.

Заметим, что в шагах 1 и 3 используются движения, которые явно отличаются от движений шага 2. Они являются дополнительными и вовлекают антагонисты мышц спины, которые в данном случае являются мышцами-агонистами, и с которыми ведется работа в шаге 2.

Здесь основной принцип заключается в том, что чтобы улучшить соматическую интеграцию клиентов, мы учим их использовать дополнительные движения, очевидно функционально взаимосвязанные друг с другом, а не просто случайно или произвольно выбранные движения. В этом суть принципа.

Синергичные связи

Рассмотрим для примера урок 3 из книги «Соматика», посвященный боковым мышцам туловища.

В этом уроке Томас Ханна учит нас использовать два различных движения, вовлекающих в работу боковые мышцы талии, а затем объединить их:

1. Подъем и опускание головы

2. Подъем и опускание голени.

3. Одновременный подъем и опускание головы и голени.

Первое движение вовлекает «север» талии (область ближе к голове); второе движение вовлекает «юг» талии (область ближе к стопам). Урок содержит и четвертый шаг:

4. Вытягивание в четыре стороны (в форме буквы «Х»)

У многих людей «юг» выпадает из единого соматического образа себя, так как они стремятся защитить себя.

Итак, логическая схема урока такова:

а) Пробуждение осознания каждой стороны, участвующей в движении («север» и «юг»).

б) Заставить обе стороны контролировать одну и ту же территорию (талию / линию Мэйсона-Диксона).

в) Заставить стороны поочередно работать в едином совместном действии («вытягивание в четыре стороны» / интеграция).

Шаги 1 и 2 приводят к тому, что каждая из мышц-синергистов работает независимо от другой («дифференциация»); шаг 3 заставляет их работать вместе («интеграция»); шаг 4 побуждает их участвовать в новом совместном действии («синергия»).

Давайте рассмотрим детально шаг 4; мы говорим сейчас о синергии:

Если вы помните, вытягивание в 4 стороны (это мое название, Ханна никогда не давал названия этому движению) заключается в том, что вы лежите на полу с вытянутыми и разведенными в стороны ногами и руками, так что тело в такой позе напоминает букву Х. Вы вытягиваете поочередно:

1. Левую руку

2. Правую руку

3. Левую ногу

4. Правую ногу

5. Левую ногу и т.д. (и затем все в обратном порядке)

Вытягивание левой руки вовлекает мышцы левого плеча и шеи, что приводит к небольшому сгибанию вправо; вытягивание правой руки вовлекает мышцы правого плеча и шеи, что приводит к небольшому сгибанию влево. В результате тело сгибается из стороны в сторону. Вытягивание левой ноги вовлекает мышцы правой стороны талии; вытягивание правой ноги вовлекает мышцы левой стороны талии. В результате вы сгибаетесь из стороны в сторону. Последовательное выполнение всех четырех движений приводит к постоянному сгибанию из стороны в сторону, которое начинается то с движения рук, то с движения ног.

К чему все это приводит?

Это приводит к пониманию того факта, что различные движения могут влиять на определенные мышцы одинаково (в этом случае мы включаем сознательный контроль над мышцами талии), и таким способом ускорить обучение (в данном случае контроль над наклоном тела в сторону).

Вариации на тему

Томас Ханна подчеркивал студентам первого потока (я был одним из них), что обучение одному и тому же движению в различных положениях позволяет углубить (или ускорить) обучение (по аналогии с тем, как мы видим один и тот же объект двумя глазами, находящимися под несколько различным углом, что создает восприятие глубины). Мы рассматривали этот принцип в двух предыдущих примерах.

Теперь давайте расширим картину. Рассмотрим организованную последовательность соматических упражнений.

В своей книге «Соматика» Томас Ханна представил 8 уроков. Увлекательный анализ выявил нечто интересное: целое, которое является большим, чем просто суммой составных частей.

Урок №1 посвящен работе со спиной.

Урок №2 посвящен работе с передней поверхностью туловища.

Урок №3 посвящен работе с боковыми сторонами туловища.

Передняя, задняя поверхность и боковые. Пока все хорошо. Вы видите, как он прорабатывает три основные аспекта сомы?

Есть еще два аспекта:

• К голове (или к «северу») и к стопам (или «югу»)

(Я установил для себя, что слово «вверх» будет означать направление «от Земли», а «вниз» — для направления «к Земле».)

• Расширение и сокращение

Чтобы проработать «север» и «юг», Томас Ханна сделал нечто очень умное: он использовал движения скручивания на трех уровнях последовательно:

Урок №4 посвящен скручиванию вокруг одной оси: продольной оси тазобедренных суставов и талии.

Урок №5 посвящен скручиванию вокруг двух осей: осей, проходящих спереди назад через тазобедренные суставы и продольной оси через талию.

Урок №6 посвящен скручиванию трех осей: тазобедренных суставов, плеч и шеи. Скручивание происходит вокруг всех трех осей: идущих спереди назад, слева направо и вдоль тела.

Вы видите, как каждый урок использует движение скручивания на другом уровне, дополняющем предыдущие? Они используют разные способы, для того чтобы достичь такого же результата, научить движению скручивания, применялись различные способы, позволяя ученикам исполнить наставления Чабби Чекера! [музыкальный соматический преподаватель, предшествовавший Томасу Ханне, чей призыв звучал как: «Давай, детка! Спляшем твист!» («твист» от англ. twist — скручивание)]

Для того, чтобы проработать расширение и сокращение, Томас Ханна обучал, как освободить дыхание, намеренно используя и вдох, и выдох в различных паттернах движений и в различных положениях тела: Урок №7.

Наконец, добившись дифференциации и большей свободы разных аспектов движения, он дает урок, посвященный их интеграции: ходьба (Урок №8).

Суть заключается в том, что книга «Соматика» содержит организованную (и организующую) последовательность движений в восьми уроках. Это подборка движений, доступная большинству людей, но, конечно же, не единственная подборка движений, которые могли бы привести к цели, поставленной Томасом Ханной. Он бы мог (и мы можем) выбрать другие движения, которые интегрируют мышцы-агонисты и мышцы-антагонисты, которые действуют синергетически и которые учат вариациям на тему — короче, которые сочетаются для повышения соматического уровня организации людей. [Это, на самом деле, и является той логикой, в соответствии с которой я строю свои программы.]

Я предлагаю вам следовать той же логике, когда будете организовывать свои занятия и семинары. Но не верьте мне на слово: проверьте сами. В своей личной практике соматических упражнений выберите последовательность движений, чтобы проработать переднюю, заднюю, боковые поверхности, скручивание и расширение/сокращение. Проверьте, будете ли вы в результате ощущать себя до непривычного хорошо собранным. Для сравнения намеренно выбросите из программы движения для уравновешивания мышц-агонистов и антагонистов, или опустите синергические движения, и ощутите результат на себе. Вы знаете, какой результат я бы предсказал; посмотрим, будете ли вы согласны со мной.

Усложненный вариант

Когда у вас появится некоторый опыт собирания последовательностей соматических упражнений в соответствии с логикой «передняя, задняя, боковые поверхности, скручивание, расширение/сокращение», он станет вашей базой для определения дополнительных соматических упражнений. Вы сможете собрать связанные соматические упражнения в последовательности для работы с определенными функциональными нарушениями посредством совершенствования функциональной организации клиента на более высоком уровне. Вот небольшая подсказка: порядок упражнений важен. Если вы не можете сказать, какая разница будет от изменения порядка упражнений, значит вы еще не поняли в достаточной степени сами упражнения и их действие. Продолжайте выполнять определенный последовательный ряд упражнений; пусть его действие станет для вас очевидным. Экспериментируйте с разной последовательностью одних и тех же упражнений. Ощутите, как они дополняют друг друга.

Вы поймете, что преуспели в создании организованной последовательности по результату: хорошая организация проявляется как эффективное и рациональное функционирование тела (и лучшее самочувствие).