Преодоление сенсомоторной амнезии — Соматика Ханны

Корковый уровень

Цель соматического обучения – вспомнить нормальный сенсомоторный контроль, вернуть преднамеренность в двигательные паттерны человека. Корковая осознанность стимулируется изолированным воздействием на определенные мышцы. Преподаватели соматики применяют для этого особый способ нервно-мышечного обучения, известный как «принудительная пандикуляция». Пандикуляция (англ. мед. от лат. «потягивание; потягивание и зевота») включает в себя координированные, медленно выполняемые, насыщенные мускульные сокращения и удлинения, способствующие «пробуждению» осознанного контроля над мышцами и движениями. Достигается это путем медленного сокращения и плавного расслабления мышц против постоянного небольшого сопротивления. Усиление сокращения даёт больше чувствительной осознанности в мышце. Человек, получающий возможность ярче чувствовать свои мышцы, получает больше контроля над их движениями. Инструктор же не сосредоточен на обеспечении сенсорной обратной связи от своих манипуляций. Наоборот, занимающийся сам делает добровольное сокращение мышц, подверженных воздействию амнезии. Этот процесс дает сильную сенсорную обратную связь в кору головного мозга человека, повышая его осознанность относительно мышц: как и что он чувствует, когда сознательно напрягает их. Он создает свою собственную сильную сенсорную обратную связь и обеспечивает одновременное усиление сенсорного воздействия на моторные нейроны через петлю обратной связи, в то время как мышцы продолжают свое сокращение. Этот уникальный клинический метод мануального воздействия помогает легко и быстро убрать напряженность, удлинить и расслабить мышцы, уменьшить боль и вернуть комфорт движениям человека.Сенсомоторная область кортекса и мышцы связаны друг с другом в форме так называемой петли обратной связи (мышца — спинной мозг — сенсорные нейроны — сенсорный кортекс — моторный кортекс — моторные нейроны — мышцы). Увеличение сенсорного ввода усиливает и совершенствует управление движением.После того как мышца была медленно сокращена, она начинает постепенно удлиняться с той же скоростью. В это время инструктор сохраняет все то же сопротивление, тем самым вызывая эксцентричное сокращение мышечной ткани. Занимающийся может быть остановлен несколько раз во время фазы удлинения с просьбой сократить мышцу концентрически, укорачивая ее на 1—2 см, а затем продолжить удлинение. Целью таких прерываний сокращений мышц является изменение стимула. Если нет изменений в стимуле, то мозг может потерять осознавание от изначального, фонового стимула. Периодически заставляя человека укорачивать мышцу, мы поддерживаем в его мозге осознанность того, что происходит. Это помогает сфокусировать внимание и обеспечить постоянный поток сенсорной обратной связи в коре головного мозга. Так как движения делаются по желанию, медленно и с контролируемым расслаблением, они помогают человеку быть более проприоцептивно осознанным касательно того, что на самом деле происходит с его мышцами.Этот процесс удлинения мышцы может повторяться несколько раз. В некоторых случаях окончательное полное сокращение может сопровождаться так называемым быстрым расслаблением. Это резкое движение: падение или бросание в противоположное направление. Резкость движения помогает стимулировать сенсомоторное понимание. При работе с некоторыми мышцами в конце такого движения коротко напрягаются антагонисты, тем самым ещё больше освобождая агонисты. Это реципрокное торможение. Таким образом, через сенсорное воздействие был выучен новый паттерн движения, и он зафиксировался в коре головного мозга и в мозжечке. Двигательная система теперь будет подчиняться новому сенсорному паттерну.Как только новый навык закрепляется глубже, человек получает упражнения для самостоятельной работы, специально для проработанных мышц. Теперь он учится осознанно сокращать, а затем расслаблять их.

Лучшее понимание приводит к большему контролю. Человек может сокращать и расслаблять мышцы по желанию, что, по сути, и является нормальным и здоровым состоянием тела. Мышцы размягчаются и удлиняются, боль устраняется или, по крайней мере, снижается, и амплитуда движений увеличивается. Человек чувствует больше энергии, появляется ощущение лёгкости и свободы в теле. Он научился осознавать свои мышцы.

Подкорковый уровень

Важные нервно-мышечные изменения происходят на локальном уровне, когда мышца через сопротивление сокращается, а затем медленно удлиняется.Путем сокращения мышцы через сопротивление инициируется реакция в сухожильных органах Гольджи, расположенных рядом с мышечно-сухожильными связками. Сокращение мышцы под нагрузкой приводит к увеличению афферентного разряда сухожильного органа Гольджи, который возбуждает тормозные интернейроны, контролирующие ту же мышцу. Эффект от разряда, таким образом, тормозящий, то есть он заставляет мышцу расслабиться, особенно если вытяжение или удлинение делается медленно. Чем больше напряжение на сухожилие, тем больше орган Гольджи будет пытаться уравновесить его через расслабление.Длина мышцы контролируется веретеном, другим проприоцептивным механизмом контроля скелетных мышц. В каждой мышце имеется несколько веретен. Они встроены в основные волокна. Когда мышца растянута или удлинена, веретено также растягивается, вызывая повышенный разряд гамма-мотонейронов, возвращающихся к спинному мозгу. Результатом этого гамма-разряда является рефлексивное сокращение мышцы. Когда мышца намеренно сокращена, как, например, во время выполнения соматических упражнений, гамма разряды затухают. Это воздействие уменьшает активацию мотонейронов и способствует расслаблению и последующему удлинению мышцы.

Подводя итоги, хочется подчеркнуть, что основное преимущество соматического обучения по методу Томаса Ханны состоит в том, что благодаря ему человек восстанавливает контроль над одной из самых важных систем своего тела — системой сенсомоторного обучения. Соматическое обучение «берёт» соматические рефлексы и бессознательные паттерны их проявления, тормозит их, перепрограммирует их на более функциональные для человека и отдает их его мозжечку и стволу мозга, так что человеку не нужно постоянно думать о них. Только путем перепрограммирования центральной нервной системы можно восстановить сознательный контроль над мускулатурой. Сенсомоторная амнезия заменяется при этом «сенсомоторной памятью». В результате этого нового ощущения контроля человек становится более гибким, освобождается от боли и чувствует себя более расслабленным и полным энергии.

Библиография

  • Criswell-Hanna, Eleanor, Biofeedback and Somatics: Toward Personal Evolution, Freeperson Press, 1995
  • Criswell-Hanna, Eleanor, Drafts of HSE Neurophysiology Lectures, Wave 4, 1998
  • Crossman, A. R. and Neary, D., Neuroanatomy: An Illustrated Colour Text, Third Edition, Churchill Livingstone Elsevier, 2005
  • Dreaver, Jim, Somatic Technique: A Simplified Method of Releasing Chronically Tight Muscles and Enhancing Mind/Body Awareness, Wild Goose Press, 2000
  • Gold, Lawrence, Handbook of Assisted Pandiculation: Lessons for Improving Functioning of the Lower Extremities, the Neck, the Jaws, and Breathing in the Tradition of Hanna Somatic Education, 1997
  • Hanna, Thomas, Clinical Somatics Education: A New Discipline in the Field of Health Care, Autumn/Winter Somatic Journal (1990-91) p. 4-10
  • Hanna, Thomas, Somatics: Reawakening the Mind’s Control of Movement, Flexibility, and Health, Da Capo Press, 1988
  • Hanna, Thomas, The Body of Life: Creating New Pathways for Sensory Awareness and Fluid Movement, Healing Art Press, 1993
  • Loupos, John, The Sustainable You: Somatics and the Myth of Aging – The Smart Way to Achieve and Maintain Your Best Body, Langdon Street Press, 2011

Также см. статьи:
Клиническое соматическое обучение: новое направление в сфере здравоохранения
Соматические целители и соматические педагоги
Неврологические основы техник клинического соматического обучения