В ролях: Кирстен Данст, Джулия Робертс, Мэгги Гилленхаал, Джулия Стайлс
Режиссер: Майк НьюэллУ фильмов про женские проблемы всегда есть один недостаток – в них мало что происходит, много разговоров и приторности, а уж от обязательной сцены, где непутевая подруга плачется в жилетку другой и говорит: «Как я в нем ошибалась» не может избавиться ни один, пусть даже лучший представитель жанра.
Героиня Джулии Робертс, преподавательница истории искусств Кэтрин Уотсон, приехала в 50-е годы прошлого века в престижный девичий колледж Уэлсли и была потрясена, узнав, что из ее учениц готовят не столько нацеленных на карьеру профессионалок, сколько примерных домохозяек и жен солидных господ. Вместо того, чтобы порадоваться за девочек, которые до конца жизни не обязаны думать о заработке (их единственной проблемой будет подгонять прислугу и следить, чтобы не подгорел пирог), Джулия-Кэтрин с бойким феминистским запалом объявляет войну шовинистским пережиткам в отношении к женщине как личности. И заодно приобщает девушек не только к вечной классике вроде Леонардо Да Винчи, но и к полотнам революционного тогда Джексона Поллока, которые в колледже воспринимают как бессмысленные каракули и мазню.
Режиссер «Улыбки Моны Лизы» Майк Ньюэлл сделал себе имя на легких романтических комедиях («Четыре свадьбы и одни похороны»), где не проходит и пяти минут, чтобы кто-нибудь не пошутил на тему секса или свиданий. Здесь же такое ощущение, что Большая Голливудская Звезда Робертс полностью подавила режиссерскую волю и пошла напролом со своими избитыми актерскими штампами, которые, собственно, и сделали ее Большой Голливудской Звездой. Хотя ученицы Кэтрин (Кирстин Данст, Джулия Стайлз и особенно очень хорошо играющая распутную девицу Мэгги Гиленхал) стараются отбить у Робертс хоть немного экранного пространства, она рутинно играет мужененавистницу, несмотря на то, что своим примером (одинокая и не очень успешная училка) не может вдохновить никого. По сюжету не совсем понятно, зачем Кэтрин дает отставку жениху. Потом она бросает коллегу-любовника, потому что он, видите ли, когда-то один раз соврал… Робертс последовательно играет обиженных жизнью героинь, которым во что бы то ни стало нужно указать мужчине на его место и заставить поступать так, как ей удобно (вспомните «Свадьбу моего лучшего друга», «Сбежавшую невесту» и почти все остальные фильмы с ее участием). В случае с «Улыбкой Моны Лизы» такой старомодный упертый феминизм и следование всем клише «женской» картины смотрится тем более странно, что речь в ней идет о том, как новый свежий взгляд может обновить старые надоевшие каноны.
Геннадий Устиян
Если вы хотите стать одним из наших авторов, присылайте свои статьи по адресу: