Заметки по проведению уроков АТМ

Дэвид Земах-Берзин
David Zemach‑Bersin, RESOURCES FOR AWARENESS THROUGH MOVEMENT
 
Я предлагаю вам данные раздаточные материалы в надежде, что они могут представлять определенный интерес для студентов и практиков. Я разрабатывал их в течение нескольких последних лет и выдавал на руки студентам на своих программах обучения перед тем, как они начинали проводить уроки АТМ под присмотром тренеров. Беседы с Элизабет Берингер способствовали доработке многих предлагаемых идей. Я хотел бы выступить адвокатом в защиту большего распространения информации и идей между практиками, и надеюсь, что этот материал станет небольшим шагом в данном направлении. Я уверен, что у многих людей есть и другие идей, которые они могли бы добавить к этим спискам. Не предполагается, что данные списки являются исчерпывающими. Я предлагаю любому, кто захочет связаться напрямую со мной, сделать это.

Искренне Ваш, Дэвид Земах-Берзин

Сканирование тела

1. Использовать в начале практически каждого урока АТМ.
2. Предложите ученикам удобно устроиться, снять обувь, очки, ремни и т.д.
3. Изложите тему или содержание урока. Выделите особые взаимосвязи, которые имеют отношение к данному уроку.
4. Говорите спокойно и изъясняйтесь простым языком.
5. Донесите мысль о том, что место занятий — это комфортная среда, где все, что ощущается — это нормально, хорошо, ценно, важно.
6. Донесите, что мы не пытаемся что-либо изменить или же сделать иным, чем оно есть сейчас.
7. Темп помогает привлечь внимание учащихся к самим себе, дает понять, что есть достаточно времени для самонаблюдения и что кинестетические ощущения важны, полезны и достоверны.
8. Двигайтесь от общего к конкретике.
9. Упоминайте о контакте тела с полом, о его весе, ощущениях, не намекая на то, что эти ощущения или это распределение веса на полу являются более желательными, нежели какие-то другие.
10. Направляйте внимание студентов на сенсорную информацию, используя как внутренний, так и внешний контакт учащихся с самими собой.
11. Внимание к дыханию.
12. Сканирование, как правило, должно проводиться систематично, например, от пальцев ног к голове.
13. Если сканирование тела выполняется методично, с ясным намерением, оно может занимать целый урок.
 

Навыки преподавания АТМ, к которым нужно стремиться

1. Учитесь давать ясные, основанные на сенсорном восприятии, инструкции простым повседневным языком.
2. Поймите, как чередовать указания на внимание к отдельным частям тела с указаниями на выполнение движения и комментариями.
3. Научитесь наблюдать за группой и адаптировать урок к определенным вариантам организации тела, т.е. к двигательным ограничениям учащихся.
4. Развивайте способность давать инструкции и комментарии без оценки, без высказывания суждений и без ссылок на личности.
5. Учитесь создавать безопасное и спокойное пространство, интерес и любопытство к обучению.
6. Разберитесь как пользоваться тембром, интонацией и громкостью голоса, чтобы поддерживать интерес студентов.
7. Учитесь понимать основные стратегии, используемые в большинстве уроков АТМ.
8. Поймите концептуальную основу уроков АТМ.
9. Умейте ставить группу перед решением больших и маленьких задач.
10. Научитесь выражать ключевые идеи, лежащие в основе метода Фельденкрайза.
11. Продумайте ряд всеобъемлющих идей, о которых вы можете поговорить.
12. Развивайте разнообразие своего репертуара уроков АТМ.
 

Общие принципы

1. Начинайте со сканирования тела.
2. Делайте паузы между движениями, чтобы освежить внимание.
3. Используйте время отдыха для ощущения разницы.
4. Никаких демонстраций.
5. Все движения выполняются медленно.
6. Движения должны быть маленькими.
7. Уменьшайте усилия.
8. Вариация чередуется с повтором.
9. Внимание направлено на процесс, а не на цель.
10. Избегаем боли.
11. Используем сенсорные сравнения.
12. Исследование как обучение по сравнению с повторяющимися упражнениями или серьезностью.
13. Ошибки представляют ценность для процесса обучения.
14. Концентрируемся на легкости и качестве движения, а не на растягивании и напряжении.
15. Чередование внимания между деталями и целой картиной, передним и задним планом или ограниченным / всеохватывающим вниманием.
16. Использование ограничений по отношению к силе притяжения или к движению сустава.
17. Внимательность к дыханию, его отношению к движению, ощущениям или лействиям.
18. Внимание к качеству, а не к количеству.
19. Пошаговая оценка постепенных улучшений.
20. Использование обобщения внимания или контакта по всему телу для создания более пропорционального распределения усилия.
21. Использование «нейтрального положения» относительно положения тела в пространстве и относительно качества движения.
22. Указания по осознаванию сопутствующего положительного кинестетического и психологического состояния.
 

Идеи для использования на отдельных уроках

1. Обобщенное и дифференцированное движение.
2. Смена проксимального и дистального движения.
3. Вспомогательное движение.
4. Изменение расположения относительно гравитации.
5. Намеренное усиление различий или ассиметрии.
6. Касание своего тела.
7. Движение в области, расположенной рядом с травмированной или малоподвижной зоной.
8. Используйте центр для совершения усилия.
9. Проверочное движение для оценки изменений.
10. Создавайте сложности или ставьте задачи.
11. Учитесь только на одной стороне тела.
12. Меняйте скорость, ритм или диапазон движений.
13. Меняйте место начала движения, последовательность движений или же их траекторию.
14. Используйте воображение или визуализацию.
15. Сравнивайте правую и левую стороны тела.
16. Непривычное или уникальное взаимодействие связанных элементов, например, движения челюсти и кисти.
17. Используйте голос для того, чтобы менять качество внимания или его направленность.
18. Используйте истории или метафоры.
19. Поясняйте строение и функции скелета.
20. Избегайте действий, не связанных с силой притяжения.
21. Подходите к функции или паттерну с различных сторон или мест тела.
22. Разбивайте движение на составные части.
23. Используйте мельчайшие аспекты паттерна действия или сложного движения.
 

Close Bitnami banner
Bitnami