Новая парадигма целительства: соматическое обучение

 Лоуренс Голд

Lawrence Gold, “New Paradigm Healing: Somatic Education”.

Введение

Что же такое парадигма?

Парадигма — это группа критериев, которые мы используем, чтобы определить, что является важным, и описать, как действовать в той или иной ситуации. Парадигма — это точка зрения и набор правил.

Мы все без исключения пользуемся парадигмами, например в том, что касается еды: мы точно знаем, что нам нравится или не нравится, какой продукт полезен для нас, а какой нет. Для некоторых очень важна калорийность продуктов, для других важнее сочетание питательных веществ, а для третьих превыше всего жизненная сила. Эти различия определяют разные пищевые парадигмы. А правила питания называются диетами.

Профессиональная деятельность врачей также построена на парадигмах: на теории микробов, на структурном выравнивании, на потоке энергии и т. д. Правила исцеления называются лечением.

Сейчас развивается новая парадигма лечения — соматическое обучение. Суть соматического обучения заключается в улучшении естественного контроля над собственным телом. «Соматический» означает осознание тела «изнутри», а обучение имеет отношение к пробуждению способностей. Соматическое обучение дает особенно хорошие результаты при остаточных явлениях после травм (хроническая боль или тугоподвижность) и последствиях стрессов (головные боли или астма). Обучение и саморегуляция — это правила соматического обучения.

Слова Томаса Ханна, исследователя и новатора в области соматики, обобщают точку зрения о соматическом обучении — это подход к намеренному самоисцелению с «другой стороны смены парадигмы» в лечении.

Существует два принципиально разных способа восприятия и влияния на физиологические процессы: можно воспринимать тело и производить над ним действия извне или же воспринимать сому и воздействовать на нее изнутри. Первый случай — это точка зрения третьего лица, которое видит тело как объект, отдельный от наблюдателя и на который наблюдатель может воздействовать, например доктор лечит пациента. Во втором случае воздействие исходит от первого лица, наблюдающего за субъективной сомой, а именно за собой — своей собственной сомой. С процессами, происходящими в ней, человек может работать самостоятельно. Таким образом, сома — это тело, воспринимаемое изнутри.

Соматическое обучение — это совершенствование телесного осознания для лучшего сознательного контроля над процессами, происходящими в человеческом организме. Это обучение является соматическим в том смысле, что оно происходит внутри человека как внутренний процесс.
— Томас Ханна

 

Парадигмы здравоохранения

Здравоохранение менялось с течением времени, и только один аспект в области лечения остался неизменным: независимо от методов лечения человеческое тело исцеляет себя само.

Другими словами, есть то, что никто не сможет сделать за нас — мы должны сделать это сами.

Переход от медицины как вмешательства извне к самоисцелению — это сдвиг парадигмы, а с каждым сдвигом парадигмы появляются новые правила.

Возникновению соматической парадигмы непосредственно предшествовали две другие: парадигма современной медицины (медикаменты и операции и лишь на примитивном уровне упражнения и диеты) и парадигма работы с телом (манипуляции с телом, упражнения и диеты, но не медикаменты и операции!)

 

Парадигма современной медицины

«Медицина борется с болезнями и восстанавливает тело».

Действующая парадигма современной медицины состоит в том, что человеческое тело — это «великолепная машина», которая иногда ломается и требует починки. Это основная точка зрения медицины. На этой точке зрения основаны правила манипулятивного вмешательства, используемые в различных направлениях современной медицины, которые включают в себя медикаменты, оперативное вмешательство и большую часть физиотерапевтических процедур. Она стала основой процедур остеопатии, хиропрактики, массажа, рефлексологии, техник триггерных точек и траволечения.

Здесь тело и разум рассматриваются в отрыве друг от друга, так, словно мы ощущаем их в разное время. Их связь кажется мистической и загадочной. Но разве она не является предельно очевидной? Каждое сознательное движение, которое мы делаем, — это действие тела, управляемое мысленным намерением, речь — это физическое выражение ощущающего разума, эмоциональные состояния соотносятся с мышечным напряжением, движением и химией тела (гормональными изменениями). Прямое наблюдение за своим телом и разумом приводит к выводу, что для того, чтобы ощущать одно, необходимо ощущать другое; как тело, так и разум являются ощущениями. Опытные сертифицированные специалисты по соматическому обучению Ханны понимают эту взаимосвязь и разумно с ней работают.

В современной медицине ответственность человека за свое исцеление можно кратко выразить так: «Следуйте предписаниям врача, делайте так, как сказал ваш терапевт, соблюдайте диету и выполняйте упражнения».

Однако в современной медицине есть одна постоянная проблема — это «исполнительность» пациента. Люди не делают того, что предписал доктор. Эта проблема приводит к более философскому противоречию. Не в том ли суть проблемы, что слишком много ответственности люди возлагают на врачей и слишком мало берут на себя (настрой «почини меня»)? Или же методы современной медицины настолько неприятные (побочные эффекты лекарств, болезненные и инвазивные процедуры, строгие ограничения диеты), что они никому не нравятся? Или и то, и другое? Может, людям приходится отрицать или подавлять свои ощущения, чего требуют от них методы современной медицины? Но ведь это неестественно для любого живого существа.

Каковы бы ни были причины, в ситуациях с угрозой для жизни (которые часто являются результатом выбора стиля жизни самим пациентом) современная медицина часто является самым лучшим и необходимым средством. Ее успехи при работе с хроническими проблемами, в особенности с хронической болью, впечатляют куда меньше по причинам, которые будут раскрыты дальше.

 

Парадигма работы с телом

«Тело влияет на разум».

Действующая точка зрения различных школ работы с телом, таких как рольфинг, кранио-сакральная терапия, метод Трейгера и др., заключается в том, что тело и разум на самом деле являются «тело-разумом», единым функциональным целым. Определенные практики целительства, возникшие в Азии (включая акупунктуру), используют связь разума и тела для диагностики при выборе лечения. Даже при этом, если посмотреть на реальное применение этого метода, то станет очевидным, что он по сути также является манипулятивным; пациент, по большей части, находится «на принимающей стороне» —  «над ним работают», с ним производит манипуляции стороннее лицо,  хотя некоторые подходы включают приятные оздоровительные практики, которые выполняет сам пациент согласно предписанию врача.

Тем не менее, даже при таких подходах исполнительность пациента является проблемой — возможно потому, что люди оказываются настолько под внушением предыдущих медицинских воздействий, что такой же подход (умонастроение «почини меня») они переносят на своего практика по работе с телом. Фактически является проблемой само понятие «исполнительности»; исполнительность предполагает послушание, а не принятие на себя ответственности по собственному решению. Часть задачи сертифицированных преподавателей соматического обучения Ханны заключается в обучении клиентов тому, как брать на себя ответственность за собственный успех.

Это приводит нас к возникающей парадигме.

 

Парадигма соматического обучения

«Я такой, каким я решил быть».

Основное наблюдение соматического обучения заключается в том, что люди склонны накапливать в себе последствия травм и стрессов. То, как мы восстанавливаемся после жизненных травм и обид, по большей мере и определяет наше здоровье, как в ближайшей, так и в дальней перспективе. Правило этой точки зрения гласит: «Освободись от ставших ненужными реакций и развивай оптимальные паттерны функционирования».

В соматическом обучении клиент учится корректировать неисправности функционирования тела через внутренний процесс обучения. При определенных проблемах, например при хронической боли после травмы, этот подход является единственным дающим долгосрочные результаты. Когда у человека накапливаются травмы и нервное напряжение от постоянного стресса в течение жизни, он может стать настолько напряженным, что его мышцы будут болеть просто от мышечной усталости. Могут возникать спазмы. Суставы сдавливаются этими напряженными мышцами. Защемляются нервы. Дыхание и другие физиологические функции также нарушаются. Искажается осанка. Люди страдают от «хронических болей». Они «стареют». Однако их мышцы в порядке — они работают так, как и должны. Они просто подчиняются нервной системе. Возникающие при этом проблемы можно устранить только за счет избавления от накопленных последствий травм и стресса.

Кроме избавления от боли, соматическое обучение может оказать долгосрочное положительное воздействие на здоровье в целом. Основные системы тела, влияющие на здоровье и исцеление, подчиняются системе, над которой у нас есть практически неограниченный потенциал сознательного контроля, — это наша мышечная система. Вот примеры:

• дыхание: диафрагма, мышцы брюшного пресса, межреберные мышцы, лестничные мышцы — зажатость этих мышц ограничивает дыхание и общую жизнеспособность;

• пищеварение: гипогастральное сплетение, прикрепленное к подвздошно-поясничным мышцам, — зажатость этих мышц влияет на кровообращение, на питание и функционирование сплетения;

• кровообращение: кровяное давление — давление в спине из-за напряженных мышц блокирует поток лимфы и вызывает большую нагрузку на сердце для обеспечения необходимой циркуляции крови;

Я сам видел (или мне описывали) мгновенные улучшения в функционировании кишечника, кровообращении, дыхании, повышении уровня жизненной энергии, а в одном случае даже возобновление у клиентки менструального цикла (прямо на кушетке во время сеанса — что ее крайне смутило).

С помощью движений, которые учат лучшей координации, и самих ощущений, связанных с улучшением координации, функционирование мышц становится более свободным, они укрепляются и приходят в состояние баланса; изменения происходят глубоко внутри нервной системы клиента,  так что остаются долговременные изменения в том, как он или она движется и функционирует.

Соматическое обучение включает своего рода пробуждение. Пробуждается способность ощущать и контролировать себя естественным путем.

Клиенты в соматическом обучении используют сознательное движение для создания ощущений; они активно изменяются, а не пассивно принимают изменения. Поначалу их направляет преподаватель, а затем они действуют сами, руководствуясь осознанием своего тела и результатами собственных действий. Эти результаты действительно открывают для них большие перспективы.

Уроки осознавания через движение по методу Фельденкрайза, Rolfing Movement, биологическая обратная связь, Aston-Patterning, Continuum Movement, соматическое обучение Ханны и школы йоги, которые не ограничиваясь растягиванием и расслаблением, сознательно пробуждают самоопределяющую, самокорректирующую связь между самоосознаванием и самоконтролем.

Если и существует проблема с соматическим обучением как с парадигмой исцеления, так это только та, что данное направление еще ново. Многие люди предпочитают ждать до последнего, прежде чем прийти к соматическому педагогу, полностью исчерпав возможности других методов лечения, включая, что прискорбно, неудачные и иногда калечащие их операции. Соматическое обучение часто может устранить необходимость в операции в случаях костно-мышечных нарушений и при этом дать отличные результаты. Пока люди не узнают больше о соматическом обучении, его эффективность и применимость могут остаться недооцененными.

 

В заключение

У каждой парадигмы лечения есть своя область превосходства. Превосходство соматического обучения — это его способность справляться с проблемами, возникающими вследствие привычного способа функционирования, который может изменить только сам человек. Часто такие проблемы объясняют старением, травмами, таинственными причинами или даже генетикой. Соматическое обучение основано на новой парадигме,  дающей возможность контроля над определенными функциональными нарушениями, которые сохраняются даже после проведенного медицинского или манипулятивного лечения.