США, 2004 годВ ролях: Хью Дэнси, Клайв Оуэн, Стивен Диллэйн, Кайра Найли
Режиссер: Антуан Фукуа
Когда продюсер Джерри Брукхаймер триумфально возродил жанр морских приключений «Пиратами Карибского моря», стало казаться, что одно его участие в создании любого фильма принесет и ему, и фильму успех. «Король Артур» опровергает всесильность и коммерческое чутье продюсера. Казалось бы, у этой картины все шансы стать очередным блокбастером. Легенда о короле Артуре – одна из самых экранизируемых в истории кино. Чаша Грааля, мифы о рыцарях Круглого стола и любовный треугольник «Артур-Гиневра-Ланселот» так же крепко сидят в нашем сознании, как пьесы Шекспира или регулярно пересматриваемые режиссерами истории о Джеке-потрошителе или Дракуле. Мало того, относительно недавний успех «Гладиатора», сценарист которого Дэвид Франзони написал и сценарий «Короля Артура», говорит о том, что зрители готовы смотреть пусть и не достоверно исторические, но масштабные дорогие фильмы о времени, предшествующем Средним векам. Казалось бы, «Король Артур» мог стать новой «Троей». Но этого не произошло.
В интервью, сопровождавших рекламную кампанию «Короля Артура», Брукхаймер утверждал, что фильм сделает для играющего заглавную роль Клайва Оуэна, до этого известного только по рекламе BMW и небольшой роли в «Госфорд-парке», то же самое, что в свое время «Гладиатор» сделал для Рассела Кроу – тот получил «Оскара» и стал суперзвездой. Проблема в том, что Кроу подтвердил, что он серьезный актер, в «Своем человеке» и «Играх разума». У Оуэна такого резюме нет, и это не значит, что он хуже актер, чем Кроу. Это значит, что он еще не настолько знаменит, чтобы зрители захотели заплатить деньги и смотреть на него на экране.
«Король Артур» провалился в американском прокате, собрав при бюджете около 100 млн долларов всего 12 млн в первый уикенд. И дело здесь не столько в Клайве Оуэне. Скорее в провале фильма виноват режиссер Антуан Фукуа. В каком бы жанре он ни снимал («Убийцы на замену», «Тренировочный день», «Слезы солнца»), Фукуа каждый фильм превращает в рутинную производственную драму без тени юмора. Причем, неважно, речь ли идет о врачах доброй воли, спасающихся от диктаторского африканского режима, или о полицейских-напарниках. Я имею в виду, что в «Короле Артуре» не хватает Джонни Деппа из «Пиратов Карибского моря», смешного персонажа, который смог бы как-то оживить мрачный реализм рассказываемого сюжета.
Обычно Голливуд ругают за то, что он перевирает историю, будь то старая «Клеопатра» или совсем свежая «Троя». В случае с королем Артуром это неважно – большинство рассказанных о нем мифов были сочинены через 500 лет после его смерти, поэтому разобраться, где правда, а где ложь, не могут даже упертые историки. Проблема фильма Фукуа в другом – кроме пары сцен сражений и одной целомудренной сцены секса Артура с Гиневрой (Кира Найтли) в фильме нет ничего, кроме высокопарных размышлений и скачек бородатых мужиков по зеленым полям. Согласитесь, что зрители, которые могут выбрать между напичканной звездами «Троей» и спецэффектами из «Послезавтра», в наше время слишком капризны, чтобы смотреть «Короля Артура», создатели которого совсем не постарались, чтобы нам, зрителям, угодить.
Геннадий Устиян
Если вы хотите стать одним из наших авторов, присылайте свои статьи по адресу: