
В ролях: Мэтью Бродерик, Николь Кидман, Бетт Мидлер, Кристофер Уокен
Режиссер: Фрэнк Оз
Сценарист Пол Рудник и режиссер Фрэнк Оз очень постарались, чтобы их фильм «Степфордские жены» как можно больше отличался от одноименной книги, написанной Айрой Левином. Настолько постарались, что полностью изменили смысл оригинала. Некоторые изменения им еще можно простить – подругу главной героини Джоанны (Николь Кидман), еврейскую писательницу Бобби они состарили лет на 20 (в книге ей чуть за 30). Наверное, это было сделано для того, чтобы ее смогла сыграть блестящая комедийная актриса Бетт Мидлер, так что здесь претензий нет. Но если в книге сама Джоанна, переехавшая с мужем Уолтером (Мэтью Бродерик) в провинциальный Степфорд из Нью-Йорка, была обычной женщиной с вполне невинным хобби – фотографией, то в фильме она – уволенная президент телекомпании, которая издевалась над мужчинами в своих реалити-шоу, демонстрировавших превосходство женщин. Получается, что если у Левина мужчины заменяли жен роботами из страха перед грядущей эмансипацией, то в новой версии их действия выглядят как защита перед женской властью и местью за унижения.
Фильм изменил смысл книги вплоть до того, что вся история с роботами была инициативой не главы Степфорда Майка Уоллингтона (Кристофер Уокен) – неожиданный финал-сюрприз, позволивший Гленн Клоуз, сыгравшей его жену, устроить истерику в духе «101 далматинца». Но самая кощунственная «трактовка» сюжета состоит в том, что в фильме мужчины НЕ УБИВАЮТ своих жен – они всего лишь вставляют им в мозг программу покорных домохозяек, отчего они, например, начинают выполнять функции банкомата и выплевывать деньги изо рта,
как только туда сунешь кредитку. Выглядит это эффектно, но серьезная критика общества начиная от скуки деревенской жизни до мужского шовинизма и страха человека потерять личность тут же превращается в дешевый фарс, в финале которого женщины, только что узнавшие, что мужья заменили их роботами, не развелись с ними и даже не подали в суд. Так, чуть-чуть отругали и стали жить дальше.
Конечно, в «Степфордских женах» в редакции Рудника-Оза есть на что посмотреть. В ролях сплошь звезды, а механические блондинки действительно очень напоминают ничем не отличающихся друг от друга девушек в стиле «евроремонт», которые наводнили супермаркеты. Если вы не читали Левина, может, вам даже понравится. Но, пусть и красивый, это эрзац идей книги, и когда смотришь фильм, все время ловишь себя на мысли, каким хорошим получилось бы это кино, если с теми же актерами снять оригинальную концепцию Левина, а не это легенькое развлечение.
Геннадий Устиян
Если вы хотите стать одним из наших авторов, присылайте свои статьи по адресу:
![]() |
![]() |