Обучение и формирование привычек
Человек отличается от животных в основном своей способностью обучаться, т. е. развивать новые реакции на стимулы. Способность обучаться — это в основном функция нового мозга, или коры. Структура и ткани нового мозга наследуются, но при рождении нервные пути еще не сформированы, поскольку их функция зависит в основном от опыта. Любая функция, связанная с произвольной мышечной деятельностью, должна пройти через период ученичества, во время которого формируются нервные пути. (Это объясняет многообразие вариантов поведения людей, такого как осанка, речь и мимика). Нервная деятельность имеет более высокую возможность осуществляться тем способом, который уже был опробован, и эта вероятность повышается при повторении. Таким образом устанавливаются паттерны поведения, основанные на прошлом опыте.
Паттерн привычки обязательно включает все элементы общей реакции: телесные ощущения, эмоции, мысли и мышечную деятельность. И природа этого обучения такова, что стимулы, которые задействуют любой из этих элементов, имеют силу восстановить всю ситуацию целиком. Поэтому паттерны постоянно усиливаются и повторяются в ответ на большой набор стимулов как внутренних, так и внешних. По этой причине некое эмоциональное состояние, которое будет ассоциироваться с определенным положением тела, может быть вызвано просто путем принятия телом этого положения, и наоборот.
Мышление, ощущение и движение
Центральным для точки зрения Фельденкрайза является единство мышления, чувствования и движения. Не существует мышления, эмоций или ощущений любого рода без соответствующего изменения в мускулатуре тела. И точно так же изменения в конфигурации мышечных паттернов обязательно активизирует паттерны мышления, эмоций и ощущений. Говоря короче: в каждом действии принимает участие вся нервная система. Взаимодействие между мышлением и движением было ярко продемонстрировано в нескольких занятиях. В течение первого часа была проведена работа по увеличению объема движений на одной стороне тела. Например, работа с движениями, чтобы открыть ногу и тазобедренный сустав в направлении положения стопа за головой. В конце этого часа большая часть людей (большинство из которых не знало этого упражнения) смогли по крайней мере поместить свою стопу над головой, а многие — за голову. Человека, который привык, что прогресс в этой асане достигается очень медленно, это поражало. В течение последующих нескольких минут другая сторона тела проводилась через те же самые положения, но только мысленно. Затем при попытке принять положение — стопа за головой на этой стороне тела, диапазон движений был неизменно равным или даже большим, чем на противоположной стороне. Практические выводы из этого вполне понятны. Пределы, установленные для диапазона движений, находятся не в мышцах, а на более высоком уровне организации в нервной системе. Для действий, находящихся за рамками установленных паттернов поведения, требуется нейронная реорганизация в коре, а добиться этого можно непосредственно с помощью воображения.
Этот процесс можно описать при помощи терминов из анатомии нервной системы. «Моторная область коры головного мозга, в которой устанавливаются паттерны, активирующие мышцы, расположена лишь несколько выше частей мозга, имеющих дело с процессами ассоциации, связывающими все чувства и ощущения человека». Изменение в мышечной системе не может произойти без соответствующего изменения в моторной коре. «Благодаря близости в головном мозге моторной части коры и тех структур, которые отвечают за мышление и чувствование, а также благодаря диффузии и распространению процессов в головном мозге, значительные изменения в моторной коре дадут параллельные изменения в мышлении и чувствовании». Поэтому «фундаментальное изменение двигательного паттерна лишит мышление и чувствование закрепления в паттернах их устоявшегося порядка… привычка потеряла свою главную опору — поддержку мышц, — и изменение стало более возможным.» [2]
Боль и осанка
Физиологическая реакция на боль физического или эмоционального происхождения включает в себя следующее: сокращение мышц-сгибателей, задержку дыхания, учащение сердцебиения, выделение пота, нарушение пищеварения и гормональные изменения. Сокращение мышц-сгибателей сопровождается торможением их антагонистов, мышц-разгибателей. Таким образом в ситуации проявления реакции страха будет возникать сокращение мышц брюшного пресса и замораживание мышц-разгибателей спины. Если паттерн страха имеет тенденцию к повторению, формируя стойкую тревожность, то повторяющиеся физиологические реакции будут нарушать нормальную осанку и дыхание, а также создавать хронические проблемы с пищеварением. Продолжительное торможение мышц поясницы и мышц-разгибателей шеи вызывает их укорочение и зажатость, что создает увеличенные изгибы в этих зонах, такие как сильно прогнутая поясница и сгорбленные плечи. Поскольку эта поза ассоциирована с эмоциональным и ментальным состоянием, она будет вызывать тревогу. Так возникает порочный круг.
Таким образом формируются неэффективные привычки как реакция на образ жизни. Чем в более раннем возрасте возникает неэффективное функционирование, тем оно оказывается более глубоко укоренившимся и тем большее количество паттернов строится на его основе. Постепенно состояние привычной реакции заменяет состояние обучения, и до того как ребенок достигнет подросткового возраста, его поведение будет в основном определяться привычкой.
Мышечное сокращение, чувствительность и движение
Если посмотреть с точки зрения закона Вебера-Фехнера на то, как состояние привычной реакции заменяет состояние обучения, то мы обнаружим следующее: чем слабее первоначальные стимулы, тем более тонкое изменение мы можем воспринять, и наоборот. «Рука, в которой находится большой вес, менее чувствительна к небольшим прибавкам веса, чем свободная рука». Это относится ко всем ощущениям: тепло, свет, звук, запах, боль и кинестетическое чувство. (Кинестетическое чувство — это ощущение, с помощью которого воспринимается мышечное движение, вес, положение в пространстве и ускорение.) Из этого следует, что большой кинестетический стимул, такой как ненужное сокращение в мышцах, ассоциируется с состоянием пониженной чувствительности. И в отношении движения пониженная чувствительность требует большего усилия для достижения желаемого результата, что в свою очередь еще больше понижает чувствительность. Этот цикл становится нескончаемым и в конце концов саморазрушающим, поскольку организму нужно прикладывать все большие усилия, чтобы поддерживать контроль, и так до точки срыва. Эта ситуация имеет тенденцию к стабилизации, и тормозящее воздействие привычки удерживает ее от полной деградации. Привычка за счет повторения смягчает чувство дискомфорта и помогает справляться с трудной ситуацией. Так, неэффективное привычное положение головы и связанные с ним ментальные и эмоциональные состояния имеют тенденцию поддерживаться в виде фона привычки, практически затрудняя процесс улучшения. Деятельность нового мозга препятствует правильной работе непроизвольной нервной системы, которая в обычных условиях может привести голову в положение равновесия, требующее наименьших усилий. Это хорошо видно в случаях хождения во сне или гипноза, когда у человека возникает намного более естественная осанка и он часто становится примерно на дюйм выше ростом. Даже если человек сознательно исправит осанку на некоторое время, то ему нужно будет прикладывать мышечные усилия и концентрировать внимание, чтобы ее поддерживать. Это происходит потому, что любое сознательное усилие, направленное на изменение паттерна, обязательно берет начало в основании самого паттерна — как будто человек пытается сам себя поднять за голенища сапог. Интересно отметить, что в психологии установки, которые служат для целенаправленной деятельности и ожидания, увеличивают усилия и снижают чувствительность. Действия, направленные в будущее, заставляют человека напрягаться, добиваясь результата. Системы ценностей и убеждений, в том смысле, что они являются фиксацией на прошлом опыте, обязательно включают страх, что будущий опыт покажет их несостоятельность, а это вызывает потребность защищаться, что и создает дальнейшее напряжение.
Переориентация
В соответствии с законом Вебера-Фехнера, снижение уровня мышечного сокращения позволяет повысить чувствительность для более точного регулирования, что, в свою очередь, вызывает дальнейшее расслабление мышц, и т. д. Следовательно, то, что нам нужно, это полностью изменить наше отношение к паттернам поведения, при котором цикл стимул-реакция ведет к самокоррекции вместо саморазрушения. Фельденкрайз добивается этого уникальным способом. Признавая роль гравитации в обусловленной реакции мышц-разгибателей, он нейтрализует функцию противодействия гравитации за счет принятия лежачего положения. Мышцы-разгибатели освобождаются от работы по поддержанию вертикального положения тела и могут расслабить свое тоническое (непроизвольное) сокращение. Как только таким образом из этого самостимулирующегося круга обусловленного поведения удаляется один элемент, появляется пространство для движения вне этого круга. Как мы видели, прямые попытки изменить привычку только усиливают ее. Поэтому необходимо предпринимать непрямые действия. Фельденкрайз достигает этого за счет воздействия на отдельную мышечную группу путем работы с ее антагонистами. Часто при работе это создает поразительное впечатление магической ловкости рук. Начиная с базовых движений, которые включают, например, повороты корпуса, Фельденкрайз затем задает ряд дополнительных движений, которые, как кажется, не имеют ничего общего с мышцами, предотвращающими дальнейший поворот. При возврате к базовому движению наблюдается улучшение в повороте до 180 градусов, а иногда и больше. Многие упражнения неординарные, похожие на поглаживание себя по голове или растирание живота. Они требуют дифференциации мышечного контроля в положении лежа, вне привычных моторных паттернов, которые действуют блоком, например, при развороте, когда глаза поворачиваются в противоположную сторону от головы, а голова разворачивается в противоположную сторону от плеч. Необходимость более тонкого различения требует активного состояния обучения, которое разбивает привычные паттерны и за счет повторения устанавливает «ощущение» расширения движения. Это часто влияет целиком на все полушарие, в котором произошла реорганизация, и одну сторону тела при этом человек начинает ощущать совершенно по-другому.
Фельденкрайз повсеместно подчеркивает, что «старание», «усилие» и «достижение» только нарушают цель движений. Он всячески поддерживает вырабатывание тонко настроенного внутреннего ощущения используемых мышц и их особых отношений. «Если вы знаете, что вы делаете, вы можете делать то, что хотите,» — эта фраза стала фактически пропуском на занятия. Она отражает суть происходящего как в процессе выполнения упражнений Фельденкрайза, так и в практике йоги. Состояние внимания — это функционирование нервной системы, которое имеет радикально другой порядок, чем обычная сознательная деятельность. Внимание — это поворотная точка, вокруг которой производится разворот от привычной реакции к активному обучению. Внимание к мышечному состоянию повышает чувствительность к ненужным усилиям и вызывает релаксацию. В йоге хорошо известно, например, что пассивное сканирование тела вниманием расслабляет мышцы.
Внимание и растяжка
Принципиальное отличие от йоги, использующей растяжку, упражнений Фельденкрайза в том, что они не предполагают доведение тела до максимальной растяжки в определенной позе. Возможно, потому, что растяжка вызывает напряжение, когда возникает усилие в направлении достижения цели, будь то полная асана или духовное достижение.
Интересно, что английское слово attention (внимание) происходит от латинского глагола tendere, означающего «тянуть, растягивать».
Буквально это означает «растягивать разум». Всем, кто связан с йогой, известно, что растяжки тесно связаны с концентрацией внимания. Фактически самым важным фактором в йогической гимнастике является качество внимания, которое направляется на растяжки. Легкость или дискомфорт, которые ощущаются в асане, дают мгновенную обратную связь о степени концентрации внимания человека. Внимание трансформируется в растяжке посредством дыхания, в результате чего снимается бессознательное сокращение и движение расширяется. И снижение концентрации внимания во время выполнения асаны приводит к тому, что возобновляется привычное сокращение, а может даже и вызвать повреждение. Так растяжки предоставляют возможность исследовать природу внимания.
Стретч-рефлекс
Взаимосвязь между растяжками и расслаблением становится более понятной в свете физиологической реакции, известной как стретч-рефлекс (рефлекс растяжения). Это непроизвольная реакция мышц, которая активируется, когда они пассивно растягиваются. Стретч-рефлекс — это сокращение мышц, равное величине растяжения и вызываемое нервными рецепторами растяжения внутри самой мышцы. Стретч-рефлекс — это древняя реакция нервной системы, которую не затрагивает деятельность нового мозга. В течение долгого времени после растяжки этот рефлекс продолжает сокращать мышцу, по мере того как она постепенно восстанавливает свою нормальную длину, медленно и синхронно с дыханием. Нормальная эластичность и тонус развиваются и поддерживаются в удлиненной мышце за счет растяжения, которое дают ей ее антагонисты (реакция реципрокного торможения). Активная растяжка, т. е. растяжка мышцы в состоянии тонического сокращения, возбуждает рецепторы боли и вызывает дальнейшее защитное сокращение для исключения повреждения. Внимание, направляемое на растяжение, способствует расслаблению мышц, позволяя происходить пассивной растяжке. Активируется реакция удлинения мышцы из-за торможения влияния стреч-рефлекса и, в координации с дыханием, мышца становится более длинной и мягкой. Снижается степень тонического сокращения, и повышается уровень чувствительности. Активная растяжка происходит вследствие отвлечения внимания. Возникает непроизвольное защитное сокращение мышц и задержка дыхания в ответ на боль, которые еще больше отвлекают внимание от асаны. При этом требуется еще большее усилие и уровень чувствительности снижается. При такой растяжке мышцы работают против самих себя, находясь в своего рода конфликте противодействия. В результате возникают натянутая мышца или ощущение потери равновесия, которые являются следствием болевой реакции. Например, если разгибатели шеи недостаточно расслаблены в позе плуга, то эта асана может оказать серьезное негативное воздействие на нервную систему.
Это не означает, что не будет возникать боль, особенно хроническая. Но йога позволяет обнаружить, что боль, физическая или психологическая, связана с отвлечением внимания и возвращением привычной реакции и что проникновение (вниманием) в эти зоны в координации с дыханием оказывает расслабляющее воздействие, которое увеличивает диапазон движения.
Йога и привычка
Для практикующих йогу наибольшую сложность представляет борьба с привычкой. Механическое повторение асан — это результат отсутствия внимания, которое довольно скоро становится неинтересным принудительным занятием. Настройка в системах обратной связи тела с большим уровнем чувствительности непосредственным образом проявляет последствия механического поведения. В этом плане перспективы работы Фельденкрайза представляют действительно практическую ценность. Эта проблема неразрешима в том смысле, что невозможно раз и навсегда достичь состояния, выходящего за пределы привычки. Человек есть результат привычки, само существование которого зависит от его способности формировать и поддерживать паттерны поведения. Создается впечатление, что это является обязательным условием материального существования. Но человек также больше, чем просто привычка. Способность обучаться — это необусловленная свобода, которая включает и использует паттерны прошлого, выходя при этом за их пределы. Настоящая йога — это работа по обучению, в которой паттерны обусловленного существования дают плодородную почву, на которой могут вырасти новые реакции.
Ссылки
1. Фельденкрайз М. Сознавание через движение, гл. «Динамика индивидуального действия».
2. Там же, гл. «Совершенствование движений — лучший способ самосовершенствования».