Как проводить занятия по соматике

Элинор Крисвелл-Ханна
Eleanor Criswell-Hanna “How to Conduct a Somatic Exercises Class” from Teachers Guide to SE.

Занятие по соматике следует проводить в просторном помещении с чистым покрытием пола. Ученикам рекомендуется одевать для занятий свободную одежду, подходящую для лежания на полу, а также приносить с собой подстилку или коврик. Существенно обеспечивать хорошую вентиляцию и подходящий температурный режим в помещении. Нужно, чтобы комната была достаточно просторной, чтобы позволить ученикам свободно распрямляться на полу. Идеальным является чистый пол с ковровым покрытием, но также подойдет и чистый пол без покрытия; ученики могут в таком случае использовать коврики, маты или покрывала.

Курс еженедельных занятий может проходить в течение 8 недель по часу или по полтора часа за занятие. Структура каждого урока: подготовка и вступление к уроку — 15 минут, соматический урок и самовосприятие — 60 минут, обсуждение и общение — 15 минут.

Можно закончить занятие пассивным соматическим упражнением на расслабление. Если необходимо, вы можете уложить все занятие в час по времени.

Мне кажется полезным выполнять короткое пассивное соматическое упражнение на расслабление в конце занятия, чтобы позволить ученикам расслабить все мышцы, с которыми они работали, и попрактиковаться в самовосприятии ощущений, возникших в результате движений. Осознавание сомы — своего тела, ощущаемого изнутри — является важной частью соматики. Всегда заканчивайте серию соматических упражнений движением для расслабления мышц спины, например, упражнением №4 из серии «кошачьи потягивания». Даже если вы уже ранее выполняли его на занятии, повторите это упражнение в конце. Цель — убедиться, что вы не закончите занятие с чрезмерным прогибом в пояснице.

Можно проводить соматические уроки индивидуально. Преподаватель усилит эффективность соматических уроков, если будет присутствовать и обеспечивать обратную связь в отношении эффективности движений ученика. Данные уроки крайне эффективны и могут помочь в работе с соматическим обучением клиента, как и в других формах работы.

Когда вы проводите групповое занятие, лично или под аудиозапись, вы можете ходить по залу и мягко давать советы ученикам. Особенно важно обеспечивать невербальную обратную связь; слегка изменить положение тела ученика или показать более эффективный способ выполнения движения. К примеру, для спины проще и лучше выполнять большую часть движений с согнутыми коленями. Некоторые ученики забывают сгибать колени.

Иногда специально на занятиях не дается подсказок. Считается ценным для ученика, чтобы он смог самостоятельно найти внутри себя собственный способ выполнения данного движения. Поэтому выполнение упражнений никогда не демонстрируется преподавателем.Расписание / план для занятий по соматик.

Если вы используете серию соматических уроков «Миф о старении», можно следовать следующему плану занятий на восемь недель:

1. Урок №1: управление мышцами-разгибателями спины.
2. Урок №2: управление мышцами-сгибателями живота.
3. Урок №3: управление мышцами талии.
4. Урок №4: управление мышцами, вращающими туловище.
5. Урок №5: управление мышцами области тазобедренных суставов и ног.
6. Урок №6: управление мышцами шеи и плеч.
7. Урок №7: улучшение дыхания.
8. Урок №8: улучшение походки. Если вы проводите однодневный семинар по серии «кошачьих потягиваний», то можно начать его в 10:00 утра и проводить до 15:00.

Структура семинара может включать:

  • 10.00-10.30 — Введение и вступление: Что такое соматические упражнения и как их выполнять
  • 10.30-11.00 — Соматические упражнения №1 и №2
  • 11.00-11.15 — Перерыв
  • 11.15-11.45 — Соматическое упражнение №3
  • 11.45-12.00 — Соматическое упражнение №4
  • 12.00-13.30 — Обед
  • 13.30-14.00 — Обсуждение
  • 14.00-14.30 — Соматическое упражнение №5
  • 14.30-14.45 — Соматическое упражнение №6 (повторение №4)
  • 14.45-15.00 — Упражнение на ходьбу или обсуждение (опрос)

Занятие по соматике, соматологии или соматической психологии, на котором изучается теория соматики, может проходить в следующем формате. Первый час можно посвятить лекции или обсуждению и второй час — обучению новым соматическим упражнениям и повторению тех упражнений, которые были ранее изучены. Или же время занятия можно целиком посвятить лекции или обсуждениям на темы, связанные с соматикой, а соматические упражнения могут быть выполнены вне занятия.

В течение семестра (15 недель) можно рассмотреть следующие темы по плану:

1. Введение в соматику, соматология или соматическая психология; обзор программы.
2. Что такое соматика? История соматики.
3. Глава 13. Как получить максимум пользы от соматических упражнений.
4. Глава 1. История №1; Движение и ощущение — две стороны одной медали.
5. Глава 2. История №2; Хроническое мышечное напряжение.
6. Глава 3. История №3; Что означает «соматический».
7. Глава 4. История №4; Бессознательные уровни головного мозга.
8. Глава 5. История №5; Чему нас учат эти 5 историй.
9. Глава 6. Атрофия: роль постепенной капитуляции.
10. Глава 7. Мышечные рефлексы стресса.
11. Глава 8. Рефлекс «красного света».
12. Глава 9. Рефлекс «зеленого света».
13. Глава 10. Результат нервно-мышечных стрессов: старческая осанка и «черная метка».
14. Глава 11. Травма: роль повреждения; Оставаться сексуально и интеллектуально активными.
15. Глава 12. Ожидание: роль ментальной установки; Научиться пить из колодца.














Close Bitnami banner
Bitnami