Неврологические основы техник КСО — Соматика Ханны

Проприорецепция — первый шаг к исправлению привычных паттернов

В отличие от пяти чувств, позволяющих познавать мир за пределами себя, проприоцепция — это ощущение себя изнутри, и особенно осознание нашего положения в пространстве. Точнее это чувство, обеспечивающее обратную связь между мышцами и центральной нервной системой. Проприоцепция предполагает передачу сигнала по эфферентным нервам (двигательные нейроны) к мышечным волокнам, а также по афферентным нервам (сенсорные нейроны) от мышечных волокон для регуляции тонуса и напряжения. Первый шаг к значительному уменьшению боли — направить сознание, необходимое при отсутствии проприоцепции, на выявление сенсомоторной амнезии (СМА). СМА наблюдается, когда сенсорные и двигательные нейроны перестают должным образом взаимодействовать с мозгом, тем самым «ломая» петлю обратной связи в сигнальном цикле нейронных путей. Связь между сенсорными и двигательными нейронами жизненно необходима мозгу для непрерывной адаптации к движению и изменениям вокруг. СМА может проявиться после травмы, операции или из-за постоянного, вошедшего в привычку физического паттерна, возникшего в результате повторяющихся движений или стресса. Эти паттерны могут вызывать спазмы, ноющую мышечную боль, напряжение и потерю мышечного контроля. Если прислушаться к этим мышцам, может показаться, что они начинают «прыгать» или «проскакивать», или, возможно, не двигаются во время конкретного действия, еще более проявляя области сенсомоторной амнезии.

Роль рефлексов стресса при обследовании

Томас Ханна классифицировал три характерных рефлекса стресса для всех людей. Инструкторы СО ищут СМА, опираясь на эти три паттерна, чтобы начать процесс улучшения проприоцепции, сенсомоторного контроля над мышцами и устранения мышечной боли.
Рефлексы стресса:
рефлекс «красного света», так называемая «реакция испуга», — защитный рефлекс, обнаруженный у всех позвоночных животных и являющийся реакцией на страх, испуг, продолжительный негативный стресс или неприятности. Резкий шум, неожиданный звук или эмоциональная травма (или же долгие часы, проведенные скрючившись у компьютера) могут вызвать утягивающее внутрь и вниз сокращение мышц передней части тела с округлёнными плечами, вдавленной грудью и выдвинутой вперёд головой;
рефлекс «зеленого света», также известный как рефлекс Ландау, противоположен рефлексу красного света, ведь в отличие от него является не рефлексом избегания, а рефлексом действия. Впервые он наблюдается у младенцев в возрасте пяти или шести месяцев, а затем он повторяется сотни раз в день у жителя индустриального общества. Рефлекс представляет собой сокращение мышц поясницы с дополнительными единовременными сокращениями мышц шеи, плеч, ягодиц и бедер. Такова адаптивная реакция на необходимость активно действовать и самоутверждаться;
рефлекс травмы: непроизвольный рефлекс, чаще всего моментально проявляющийся как реакция на травму и повреждение, необходим для предотвращения дальнейшей боли или ее компенсации вследствие травмы. Действие рефлекса выражается в виде наклона в сторону и ротации в тазу / торсе / плечах / голове. Постуральная компенсация может быть небольшой или очень заметной, но ее последствия могут стать разрушительными. Во многих случаях сколиоз является примером рефлекса травмы, вошедшего в привычку, что вызывает искривление и отклонение в позвоночнике и туловище. Неожиданные включения этих паттернов могут заставить мозг «застрять» на них. Привычная травма (эмоциональная, стресс на работе, испуг…) также может вызывать СМА с одним или комбинацией из этих рефлексов.

Клиническое занятие — основополагающие техники клинического соматического обучения

Мануальное клиническое занятие является высокоэффективным и методическим. Оно включает в себя несколько техник в особой последовательности, чтобы пробудить долгосрочные изменения в центральной нервной системе. Эти техники включают кинетическое отзеркаливание, «посредством чего», пандикуляцию, «быстрый релиз» и «запирание».Остановимся подробнее на этих техниках.

«Посредством чего» (means-whereby) — это техника, созданная Ф. М. Александером; она вводит в базовое осознавание движений. Это пассивная техника, которая помогает нам оценить диапазон движения определенной группы мышц и определить возможное место мышечной дисфункции. Преподаватель мягко и медленно двигает необходимыми мышцами в их диапазоне движения для того, чтобы определить зоны СМА, проявляющейся в подёргивающихся, трясущихся, напряжённых мышцах, которые не могут расслабиться. Эта техника является одной из форм биологической обратной связи, позволяющей клиенту начать замечать движения или же их нехватку в своих собственных мышцах.

Кинетическое отзеркаливание, заимствованное у Моше Фельден­крайза, основано на взаимодействии альфа- и гамма-мотонейронов в мышцах и нервной системе. Преподаватель приводит мышцы клиента в укороченное, сокращенное положение, сближая противоположные точки крепления мышц к костям друг к другу. Идея заключается в том, что в таком расслабленном, но все же пассивно укороченном состоянии мышца переключит нейронную взаимосвязь, и тогда мозг позволит ей расслабиться, чтобы в результате «обнулить» остаточный тонус мышцы. Эта техника является эффективной для расслабления особенно зажатых мышц, которые не движутся при технике «посредством чего». Тем не менее из-за того, что эта техника пассивна, длительных изменений ожидать нельзя. Как мы увидим далее, клиент должен быть активно вовлечен в переключение связи между мышцами и мозгом для долгосрочного улучшения мышечного тонуса.
Пандикуляция, пожалуй, является наиболее важным инструментом, доступным преподавателю клинической соматики. Эта техника активно переключает не только уровень тонуса мышцы, но и меняет её длину. В медицинском словаре Вебстера пандикуляция определена как «акт зевания или потягивания». Пандикуляция — это сознательное, произвольное сокращение мышцы с последующим медленным, намеренным удлинением этой мышцы и полным её расслаблением. Кошки и собаки совершают пандикуляцию, когда просыпаются и «вытягивают» передние лапы вперед и при этом тянутся задней частью тела назад. Они активно сокращают, а затем удлиняют свое тело, что сильно отличается от пассивного растяжения, при котором мышцы пассивно растягиваются к желаемому удлиненному состоянию. Выступая в качестве преподавателя, мы воздействуем на клиента, прилагая равное его силе сокращательного сопротивления давление, и просим его при этом медленно удлинять мышцы. Чтобы выполнить это медленное и намеренное движение, клиент должен полностью задействовать кору головного мозга, исключительно сосредоточившись на контроле за движением. Если же клиент теряет контроль над мышцей, даже временно, ретикулярная активирующая система (РАС) сразу отображает эту потерю контроля. Клиенту становится ясным, что это движение, каким бы оно ни было примитивным, выходит за рамки его произвольного контроля. РАС также сравнивает движение до пандикуляции и после. Она также отвечает за помощь клиенту в улучшении его способности наблюдать за собой и корректировать себя день ото дня.

Анатомия пандикуляции

Наша нервная система состоит из множества сенсоров и каналов связи, идущих как к мозгу, так и от него во все части нашего тела. Помимо нервных пучков, идущих к коже (дерматомы), в мышцах также есть множество нервных пучков, называемых миотомами. При обычном сокращении мышцы, мозг посылает сигналы в равной степени по альфа- и гамма-мотонейронам. Альфа-клетки иннервируют (активируют сокращение) экстрафузальные (внешние) мышечные волокна, а гамма-клетки иннервируют интрафузальные (внутренние) клетки мышц. Во внутренних волокнах мышц содержатся веретенообразные клетки, которые посылают сигналы обратно к мозгу через сенсорные нейроны, сообщая ему, насколько мышца удлинилась или же сократилась. При правильной работе альфа- и гамма-мотонейроны получают одинаковый сигнал о длине и скорости. Когда альфа- и гамма-клетки возбуждаются одинаково, веретенообразные клетки сохраняют состояние «покоя». Это называется «альфа/гамма коактивация». Если же альфа- и гамма-мотонейроны возбуждаются в разной степени, длина веретенообразных клеток меняется, также изменяя и мышечный тонус. Такой дисбаланс может быть причиной сенсомоторной амнезии и привести к спазмам и/или проблемам в работе мышц.
Выполняя пандикуляцию, мы сознательно сокращаем мышцу, а затем удлиняем ее после полного сокращения. Когда мышца полностью сокращена, то и альфа-, и гамма-мотонейроны возбуждаются в одинаковой степени, так сказать, устанавливаясь на «0». Пандикуляция продолжается, когда сокращенная мышца медленно удлиняется из сокращения. Двигаясь медленно, мышца может продолжать возбуждать альфа- и гамма-мотонейроны одновременно. Мы возвращаем этой мышце осознанный произвольный контроль. Для нее устанавливается новый показатель «тонуса» и альфа/гамма коактивация перезапускается.

pandiculation-4743747

Рис. Петля обратной связи

Быстрый релиз используется после пандикуляции определенных мышц или же групп мышц. Клиент движется в новом диапазоне движения быстро, для того чтобы интегрировать теперешние скорость и диапазон движения зажатой прежде мышцы на уровне ЦНС. Как только клиент научился контролировать свои мышцы при помощи коры головного мозга (что происходит во время пандикуляции), результаты обучения нужно сохранить и в мозжечке;весь диапазон движения определенной группы мышц необходимо интегрировать быстро и без колебания. Мозжечок отвечает за обработку информации, полученной от церебральной области коры головного мозга, интегрируя ее с плавными движениями, равновесием и координацией. Он также работает на непроизвольном, подсознательном уровне и ответственен за сенсомоторную амнезию. Быстрый релиз может вызвать трудности для некоторых клиентов, ведь страх мешает людям, получившим травму. Сделав же несколько повторений «быстрого релиза», возможно помочь клиенту отстроить темп движений, их диапазон и координацию.
«Запирание» выполняется после «быстрого релиза», когда клиент выполняет активное движение в противоположном направлении, включая полное сокращение мышц-антагонистов, тем самым давая возможность мышцам, с которыми велась работа, полностью удлиниться и расслабиться. Этот шаг помогает сохранить тонус мышц, и также он известен как «освобореципрокное торможение».
Процесс принудительной пандикуляции и запирания позволяет нервной системе переключиться и довольно эффективно откорректировать вошедшие в привычку паттерны тела, вне зависимости от того, существовали они несколько дней или же много лет. Механизм, при помощи которого они приобретаются, и следовательно, исправляются, остается тем же, независимо от того, сколько времени прошло.

Самопомощь — ключ к долгосрочному улучшению и освобождению от боли

Несмотря на то, что частные клинические занятия и принудительная пандикуляция очень эффективно и быстро исправляют нездоровые паттерны движений, наиболее важной составляющей соматического обучения человека являются самостоятельные упражнения, которые клиент разучивает либо на занятии в группе, либо же во время клинического сеанса. Улучшенная работа сенсомоторной системы может быть успешной в течение длительного промежутка времени только путем терпеливого, упорного повторения и регулярных занятий. Поскольку для улучшения нейронной проводимости увеличивается выработка миелина, учащиеся обнаружат, что эти самостоятельные движения без дополнительного труда увеличивают гибкость, равновесие и общую координацию движений. Как «плохие» двигательные привычки заучиваются и врезаются в кору головного мозга, так же вырабатываются и «хорошие» привычки.
Занимаясь по 15-20 минут в день соматическим исследованием себя, можно увеличить самоосознание, самонаблюдение и способность корректировать себя. Все плавные, функциональные движения — в основном направленные на работу с крупными мышцами туловища — улучшают общий контроль над основными движениями, такими как ходьба, бег, наклоны вперед и в стороны, вытяжения и проч.
Как преподаватели клинической соматики мы не обязательно должны углубляться в мелкие детали работы мозга со своими клиентами. Мы не обязательно должны обсуждать нейрофизиологию с соответствующим врачом. Тем не менее именно понимание того, как работает мозг, позволит нам привести клиентов к физической свободе решительно, целенаправленно и грамотно. В каждом из нас в мозге, мышцах и телах содержится опыт всей жизни, который для нас лично уникален. И переживания, которые живут в нас, влияют на состояние наших здоровых или же нездоровых паттернов. Постоянно углубляющиеся знания в области нейрофизиологии значительно помогают в нашем постоянном росте и в наших взаимоотношениях, когда мы помогаем другим.

Список литературы

  • Biel, Andrew Trail Guide to the Body, Boulder, CO: Books of Discovery, 2005. pp.103-105.
  • Brooks, Vernon The Neural Basis of Motor Control, New York, NY: Oxford University Press, 1986. pp. 5-16, 44-52.
  • Crossman, A.R. and Neary, D. Neuroanatomy, Philadelphia, PA: Elsevier Health, 2007. pp. 67-85.
  • Garoutte, Bill Survey of Functional Neuroanatomy, Greenbrae, CA: Jones Medical Publications, 1983. pp. 1-7, 54-67, 69-75.
  • Hanna, Thomas Somatics, Awakening the Mind’s Control of Movement, Flexibility, and Health, Cambridge, MA: Perseus Book, 1988.

Также см. статьи:
Клиническое соматическое обучение: новое направление в сфере здравоохранения
Соматические целители и соматические педагоги
Преодоление сенсомоторной амнезии путем клинического соматического обучения