В ролях: Жан-Пьер Лео, Майкл Питт, Луис Гаррель, Ева Грин
Режиссер: Бернардо Бертолуччи«Мечтателей» можно назвать попыткой Бертолуччи вернуться к камерным фильмам о сексе и отношениях. В отличие от индийских красот («Маленький Будда»), китайских красот («Последний император») и тосканских красот («Украденная красота»), пара парижских улиц и квартирные интерьеры из «Мечтателей» скорее напомнят зрителям «Последнее танго в Париже» 1972 года, чем более поздние картины Бертолуччи. Американский студент Мэттью (Майкл Питт) приезжает учиться в Париж, потрясаемый студенческими волнениями 1968 года, и знакомится с киноманкой Изабель (Ева Грин) и ее братом Тео (Луи Гаррель). Кроме того, что брата с сестрой связывают нежные отношения, граничащие с инцестом, они помешаны на фильмах, и Бертолуччи с явным удовольствием заставляет своих героев инсценировать отрывки из старых голливудских шедевров вроде «Белокурой Венеры» с Марлен Дитрих или «Королевы Кристины» с Гретой Гарбо. Но киноманство в «Мечтателях» — не просто ностальгическая блажь. Нам показывают отрезок французской истории, когда фильмы влияли на молодых людей не только эстетически, но и политически – насмотревшись молодых тогда революционеров Годара и Трюффо, студенты лезли на баррикады и стремились создать для себя новое свободное общество, что сейчас кажется наивным подростковым ребячеством. Бертолуччи не был бы собой, если бы не снял несколько откровенных сексуальных сцен вроде лишения девственности Изабель или крупного плана члена Майкла Питта, но они уже не смотрятся так шокирующе, как в свое время сцена секса на полу Марлона Брандо с Марией Шнайдер в том же «Последнем танго в Париже». «Мечтатели» — не столько нонконформистское кино, сколько фильм уставшего 62-летнего человека, который вспоминает молодость с ее неопытностью и открытостью новым идеям. Единственное, что здесь есть современного, это мысль о разнице между американской культурой и европейской – даже умные американцы всегда просты, а европейцы, даже глупые, всегда сложно устроены. К концу фильма Бертолуччи совсем изменяет вкус – финальные титры идут под самую, наверное, затасканную песню всех времен «Non, rien de rien» Эдит Пиаф, и в эту минуту понимаешь, что посмотрел местами красивое, местами обаятельное, но абсолютно пустое кино.Геннадий Устиян
Если вы хотите стать одним из наших авторов, присылайте свои статьи по адресу: