Последний самурай (The Last Samurai)

Последний самурай (The Last Samurai)269844_1-1410157Художественный, Боевик, ДрамаСША, 2003 год, 144 мин.

В ролях: Билли Коннолли, Том Круз, Тони Голдвин, Шин Коямада

Режиссер: Эдвард ЦвикКогда идешь смотреть фильм, в котором звучат фразы «Говорят, что Японию сотворил меч» и «Для меня было честью отрубить ему голову», кажется, что тебя ждет еще один просмотр «Убить Билла», — настолько сейчас в моде Япония. Но нет, это не трэш-переосмысление жанра боевых искусств от Тарантино. Это новый исторический эпос, снятый скучнейшим режиссером всех времен Эдвардом Цвиком («Легенды осени») с главной голливудской звездой последних 20-ти лет Томом Крузом.

Где бы ни снимался Круз за последние 10 лет, он всегда играет кризис мужчины среднего возраста, будь то «Джерри Магуайр», «Магнолия», «Широко закрытые глаза» или «Ванильное небо». Его герои – всегда идеальные западные люди, которые разочаровались в своем идеале и пытаются найти его в чем-то другом. И хотя действие «Последнего самурая», в отличие от предыдущих фильмов Круза, происходит не в современной Америке, а в Японии конца XIX века, суть не меняется. Перед нами человек, разочаровавшийся в идеалах западного мира (в данном случае, в результатах гражданской войны, героем которой был его персонаж, капитан Натан Элгрин) и увидевший новый смысл в кодексе чести самураев.

К концу XIX века устаревший кодекс не вписывался в новый порядок Японии, переживавшей индустриализацию, при которой феодальные отношения самураев и их хозяев стали пережитками, и правительство начало с ними бороться. Но Элгрину-Крузу эти отношения казались более привлекательными, чем быстро развивавшийся американский капитализм. В начале фильма Элгрин — профессиональный наемник, готовый, как он сам говорит, «за 500 долларов в месяц убивать кого угодно». Но потом, подрядившись подавить самурайское восстание, он понимает, что «белые люди пришли уничтожать то, что я пришел любить» и очень глупо идет с саблей против пулемета (естественно, как звезда фильма, Круз доживает до финала, хотя все остальные боевые товарищи вокруг него полегли).

«Последний самурай» как будто снят по заказу правительства США. Политический шовинизм фильма (белый человек едет в отсталую страну и учит местных аборигенов тому, что они и так умели веками) и попытки влезть во внутренние дела любой страны (Элгрин защищает самураев, но вполне мог сыграть американца, воюющего на стороне угнетенных иракцев против режима Саддама Хуссейна) делают его похожим на агитку. Америка в очередной 269844_7-1076869 раз использует Голливуд как средство влияния и провозглашения своей политики, поэтому художественные ценности уступают место идеологии и манипуляции зрителями. А зрители, как правило, не любят, когда ими манипулируют. Зато, судя по неплохим кассовым сборам «Последнего самурая», Круза они продолжают любить, несмотря ни на что.

Геннадий Устиян

Показать где идет >>>

Отправь ссылку другу

Если вы хотите стать одним из наших авторов, присылайте свои статьи по адресу:

rek4-9819073 points-7033003

points-7033003
rek4-9819073