В ролях: Клеа Дювалл, Сара Мишель Геллар, Билл Пуллман, Джейсон Бер
Режиссер: Такаши Шимицу
Есть одна немаловажная деталь, отличающая эту голливудскую адаптацию японского хоррора от, скажем, «Звонка». Фильм американца Гора Вербински с блондинкой-австралийкой Наоми Уоттс настолько успешно прошел в мировом прокате, что голливудские продюсеры быстро купили права почти на все восточноазиатские ужастики про призраков, преследующих симпатичных девушек (скоро выйдет и римейк «Темных вод» с Дженнифер Коннелли, получившей Оскара за «Игры разума»). Достоинство «Проклятия» состоит в том, что продюсер Сэм Рэйми пригласил снимать американскую версию режиссера Такаши Шимицу, автора японского оригинала, и сам фильм снимался в Японии с участием местной съемочной группы. Так картина о духах умерших насильственной смертью, терроризирующих живых, превратилась в кино о японских мифах, выживающих чужеродных американцев.
Страсть, с которой Шимицу пугает и убивает голливудских актеров, не может не вызвать добродушную усмешку. Среди «убитых» им кинозвезд – сыгравший в «Дне независимости» президента США Билл Пуллман, чей герой выбрасывается из окна в самом начале «Проклятия», и двоюродный брат самого Тома Круза, Уильям Мапотер, в роли работающего в Японии американца, который въехал в проклятый дом с женой (еще одна экшн-икона Клеа Дювалл из «Факультета») и матерью. И наконец, главную роль очень концептуально играет Сара Мишель Геллар, лет семь отбывавшая повинность главной истребительницы вампиров Баффи и бегавшая от маньяков с ножами и крюками в «Крике 2» и «Я знаю, что вы сделали прошлым летом».
Геллар играет американскую студентку Карен, подрабатывающую медсестрой на дому (на том самом дому, чей прежний хозяин убил на почве ревности всю семью и сам покончил с собой). Если вы смотрели оригинал, напоминать сюжет вам ни к чему – Шимицу снял американскую версию с любовью к собственному детищу, то есть, переснял его один в один. Сделал это хорошо, красиво и местами не то чтобы страшно, но нагнетать атмосферу ужаса он умеет. Единственный осмысленный вывод, который можно сделать после просмотра «Проклятия» — все-таки у японцев и представителей западной цивилизации очень разные представления о страхе. Продюсеры на всякий случай предложили Шимицу снять более «американскую» версию финала со стандартной для Голливуда кровавой баней. Потрясенный Шимицу, конечно, снял, но в фильм ее не вставил – там сейчас неопределенно-страшный конец, как в его оригинальном «Проклятии». Но продюсеры все равно выиграли – они вставят сцену резни в DVD и таким образом заставят фанатов заплатить за просмотр еще раз, чтобы увидеть альтернативный финал. Как бы ни старались серьезные «авторы», Голливуд и логика рынка так или иначе все равно свое возьмут.
Геннадий Устиян
Если вы хотите стать одним из наших авторов, присылайте свои статьи по адресу: