
США, 2004 годВ ролях: Кирстен Данст, Джим Керри, Кейт Уинслет, Элайджа Вуд
Режиссер: Мишель Гондри«Вечное сияние страсти» лишний раз подтвердило, что Чарли Кауфман – лучший из современных сценаристов-авторов. Пока Голливуд штампует ничем не отличающиеся одна от другой фальшивые романтические комедии (из последних – «Любовь по правилам и без», «А вот и Полли), Кауфман сочиняет уникальные, новаторские, грустные и смешные трагикомедии («Быть Джоном Малковичем», «Звериная натура», «Адаптация»), в которых современный зритель легко себя узнает, несмотря на их кажущуюся нереальность.
Фильм начинается с рассуждения главного героя Джоэла (потрясающе сыгравший Джим Керри, который еще раз доказал, что он не только талантливый комик, но и замечательный драматический актер) о том, что День всех влюбленных придумали производители открыток-валентинок, чтобы заставить одиноких почувствовать себя еще хуже. Не успевает он это сказать, как тут же встречает смешную, сильно пьющую, наглую, но крайне обаятельную девицу Клементину (на Кейт Уинслет всегда приятно посмотреть без корсета и рамок героини экранизаций английской классики). Проходит время, успешно начавшийся роман заходит в тупик, и Клементина решает стереть Джоэла из памяти с помощью новой услуги клиники «Лакуна». Джоэл получает стандартное
уведомление: «Клементина Кружински стерла из памяти Джоэла Бэриша. Просьба не напоминать ей о его существовании». В отместку впавший в депрессию Джоэл тоже пошел в клинику стирать Клементину, но, когда воспоминания о позднем, неприятном этапе их отношений уже стерты, он вспоминает только ранний, перспективный и приятный, и решает остановить стирание.
Эта история о том, что от судьбы не уйдешь, и если тебе суждено в кого-то влюбиться, ты это сделаешь помимо своей воли и первый раз, и второй, и десятый – идеальный фильм об отношениях и о том, как работает память. Обычно в кино воспоминания показаны в виде флэшбэков. Кауфман и режиссер Мишель Гондри пошли дальше. У них воспоминания модифицируются, иногда прошлое находится в одном пространстве с нынешним, а забывающиеся люди тонут в дымке и исчезают на глазах.
Получилось гениальное совмещение грустного и смешного (лучшая, по-моему, сцена — где 4-летний Джоэл-Керри подсматривает из-под стола за взрослой Клементиной-Уинслет), жестокого и романтического, рационального и трогательного. После «Вечного сияния страсти» трудно представить, чтобы кто-то еще посмел высказаться на тему любовных переживаний и отношений человека с собственной памятью – настолько исчерпывающе и гениально она здесь показана.
Геннадий Устиян
Если вы хотите стать одним из наших авторов, присылайте свои статьи по адресу:
![]() |
![]() |