Введение в модель SPIFFER — Соматика Ханны

Последовательность (Sequence)

Путь (Path)

Начало (Initiation)

Опора (Foundation)

Поток (Flow)

Усилие (Effort)

Дыхание (Respiration)

Ларри продолжал улучшать свою модель углубленного обучения, написал несколько статей (они доступны на сайте www.mindinmotion-online.com), и начал вводить ее в программу обучения преподавателей.Далее можно найти определение каждого из вышеперечисленных измерений движения, представляющего собой набор важных различий в каждой категории и поясняющего, как ими пользоваться для наблюдения за движением. Каждая страница раскрывает терминологию, списки основных вопросов для наблюдения, а также предлагает способы продолжения обучения как самостоятельно так и с другими людьми. Эти действия помогут вам развить наблюдательность и позволят вам глубже понять АТМ. Последние страницы повествуют о применении сенсорного опыта движущегося человека для преподавания АТМ и для понимания оптимального движения.

Последовательность

Само по себе действие, начатое в одной области, постепенно проходит через весь скелет, создавая то, что мы называем кинетической цепью. Кинетическая цепь представляет собой обратимые и парные движения цепей в любом механизме. Это взгляд на кости с инженерной точки зрения: мышцы тянут кости (которые, в свою очередь, давят на поддерживающую поверхность), создавая силу, движущую скелет.
Последовательность — это способ описать кинетическую цепь, которая определяется как цепь движений, проходящих через скелет.
Рути Алон называет это явление «эффектом домино». Мы наблюдаем каскад или же «водопад», проходящий через весь скелет, и замечаем, как движение распределяется по этой цепной реакции. Мы задаемся вопросом, как движение каждой части (которая играет свою роль в движении), привносит что-то свое в движение в целом, и наблюдаем, в каких суставах движение проявляется наиболее явно.
Когда что-то сдерживает этот каскад, сила больше уходит в сам сустав, а не проходит через него. Сила остается в нём, а не передается дальше. Возникает определенное столкновение или же «пробка» (создающая трение и давление), когда движущийся человек направляет движение внутрь скелета или против него, а не сквозь него.
Силу можно передавать через скелет одним из трех способов: компрессия (надавливание на кости), декомпрессия (вытяжение связок) или скручивание (скручивание суставов и связок).
Двигательная цепь, проходящая через скелет, изменяет его форму. Когда сила передается через структуру беспрепятственно, возникают отдельные общие положения всего скелета, как, например, сгибание вперед в позу зародыша или скручивание и прогибы.

Вопросы:

Что происходит в скелете — как человек движется в пространстве и относительно поверхностей, с которыми он соприкасается?Где в теле человека происходит движение, а в каких местах он (относительно) неподвижен?Что движется и куда? Когда оно движется?

Движение чего происходит — какой кости в каком суставе?

Задействованы ли все возможные суставы?

Проходит ли сила через цепь или же останавливается где-то по пути?

Упражнения:

1) Выполняя урок АТМ (один из тех, когда учащийся меняет одно положение на другое), спросить, какое движение прорабатывается данным уроком? (Иными словами, какая кинетическая цепь проясняется в данном движении?)2) Втроем (один человек движется, другой наблюдает за движущимся, а третий касается движущегося), наблюдать за отдельными частями урока, задавая вопросы о том, как каждая из вариаций влияет на последовательность в целом. Меняться ролями, оставляя движение тем же. Все ли выполняют движение одинаково с точки зрения скелета? Как меняется последовательность при наличии зажимов?3) Понаблюдайте как люди открывают тяжелую дверь. Обратите внимание на последовательность движений и ее взаимосвязь с вашим пониманием оптимального движения и любого из движений АТМ, с которым у вас возникла ассоциация.

Путь

Движение возникает в трехмерном пространстве, значит его можно описать направлением движения человека (то есть вписать его в систему координат). Движение в пространстве имеет траекторию, свое пространственное назначение. Путь — это линия движения в трехмерном пространстве. Наблюдающий видит вектор или стрелу, то есть, движение имеет направленность в пространстве.
Когда сочетаются противоположные направления движения, возникает ось (или же координаты). При сочетании двух координат пространства, возникает плоскость.

Плоскости:

Сагиттальная (колесо)

Фронтальная (дверь)

Поперечная или горизонтальная (стол)

Траектории:

Одномерная — прямые линии (спица)

Двухмерная — изгибы (арка)

Трехмерная — спирали (резьба)

Пути всегда относятся к траектории определенной части тела, как это может видеть наблюдающий (который также может одновременно быть движущимся человеком). Путь всегда сориентирован в пространстве в конкретном направлении, а не в каком-либо другом.
Движения всех частей тела в пространстве можно выстроить — или согласовать — или же движение может быть пересекающимся, когда векторы движений перекрещиваются. (Движения глаз можно отнести и к пути, и к мышечной синергии, и к усилию.)

Вопросы:

Понаблюдайте за определенным местом скелета, как он движется в пространстве? Куда движется таз?Если вы приложите к этому месту стрелу, куда она укажет? Какой след она оставит?

Все ли части тела следуют по одному и тому же пути? Эти траектории движения согласуются или пересекаются?

Упражнения:

1) Пройдите несколько уроков АТМ, уделяя внимание тому, как используются инструкции для указания направленности движений (в пространстве) и их пути, чтобы направлять либо ограничивать движения учащегося.2) Понаблюдайте как вы подметаете: следите за траекторией своих рук, обратите внимание на их путь и сравните его с другими частями своего скелета во время движения при подметании. Движется ли ваш плечевой пояс по тому же пути? А ваш таз?3) Понаблюдайте за человеком, открывающим дверь: каковы траектории рук, которые держат двери? Каковы траектории плеч? Плечевого пояса? Таза? Какова каждая из этих траекторий — прямая, изогнутая или же спиральная? Они согласуются или пересекаются?4) Можете ли вы соотнести путь определенного движения с его относительной эффективностью? Найдите связь между усилием и выбранным путем.5) Исследуйте разнообразие возможных рукопожатий, меняя путь движения своей руки.

Начало

То, где и как человек начинает движение, дает ключик к его или ее глубинному образу этого действия. Одно и то же движение можно начать из множества разных мест. Если мозг мыслит движениями, а не мышцами (Ч.С. Шеррингтон), значит мы ищем, какая часть тела человека начинает двигаться первой. Наблюдать за началом — значит задаваться вопросом: «Откуда начинается движение?»
У движения может быть одно или же несколько начальных точек. Если движение начинается в более чем одном месте, это могут быть либо одновременные либо последовательные события.
Мы различаем проксимальное и дистальное начало. Поскольку таз является наиболее крупной костной массой тела и к нему крепятся мощнейшие мышцы, начало движения от него (от центра) считается наиболее эффективным как в методе Фельденкрайза, так и в боевых искусствах.
Наблюдая за началом действия, мы наблюдаем за тем, выполняет ли двигающийся человек подготовительное движение или же готов двигаться сразу. (Способность двигаться в любом направлении без подготовки называется манёвренностью.)

Вопросы:

Откуда начинается движение? В одном месте или в нескольких?Эти несколько мест начала одновременны или последовательны?Наблюдаете ли вы уверенное начало движения или же есть подготовительные движения?

Начинается движение проксимально или же дистально? Начинается оно справа или слева, сверху или снизу?

Упражнения:

1) Втроем (движущийся, наблюдающий и касающийся), наблюдайте за тем, как каждый из вас открывает тяжелую дверь, задаваясь вопросом, откуда начинается движение. Замечаете ли вы нечто иное, когда касаетесь человека по сравнению с тем, когда просто наблюдаете за ним?2) Представьте себе знакомое движение и измените точку его начала. Как, по вашему мнению, это повлияет на ваше ощущение качества (течения) и усилия движения? Выполните движение на самом деле и понаблюдайте за разницей.3) Выбрав определенный урок АТМ, изучите его с точки зрения начала. Как данный урок доносит начало движения до вашего осознания? Как он работает с самым началом движения? Как начало движения меняет его вариации? А весь урок? Добавьте инструкцию наблюдать за началом движения в каждой из его вариаций.4) Составьте список примеров из упражнений АТМ, в которых изменение начала движения используется в качестве обучающей техники.

Опора

Движение возникает под действием гравитации. Каждое движение является результатом отталкивания от поддерживающих поверхностей в противоположном от них направлении (так называемые силы опорной реакции). Взаимодействие человека с притяжением можно понять, наблюдая за взаимоотношением веса движущегося человека (или же за центром его тяжести) с поддерживающими его поверхностями.
Опора движущегося человека может быть статической или динамической. Если она динамическая, значит вес может двигаться в том же или в другом направлении, что и тело в пространстве. Если центр гравитации человека (ЦГЧ) движется вне поддерживающей его опоры, человек либо движется либо падает, форма и размер опоры очень важны.
С помощью опоры можно описать то, что обычно называют осанкой или положением. Положение, как, например, сидячее или стоячее, определяется тем, как вес человека поддерживается поверхностями, которых он касается. Например, стоячее положение означает, что ноги поддерживают тело в вертикальном положении, тогда как сидячее значит, что тело поддерживается и ногами и седалищными костями.
Есть три типа опоры:

Статичная — поддерживаемая в пространстве в неподвижном положении.

Орбитальная — движущаяся вокруг опоры (напр. любое действие, выполняемое сидя).

Запуск и посадка (начало движения и его остановка) — переход из одного положения в другое.

Субъективно основа базируется на ощущениях контакта и веса тела.

Вопросы:

Какова поддерживающая тело основа? Как вес человека (ЦГЧ) распределяется по этой основе? Входит ли она в «поддерживающий многогранник»?
Меняется ли опора? Смещается ли вес? Происходит ли это по направлению движения?

Упражнения:

1) Наблюдайте за людьми, открывающими дверь, или же за тем, как они встают со стула. Наблюдайте за движениями центра тяжести тела. Как смещается вес идущего во время движения в пространстве?2) Где во время стояния человек опирается, чтобы поддержать свой вес? Стоит ли человек больше на правой или на левой ноге, то есть, двигает ли он остальным телом вокруг нее? На какой седалищной кости человек сидит лучше? Как это соотносится с более комфортной для стояния ногой? Какими подсказками вы воспользуетесь, чтобы определить это?

3) Обратите внимание на то, как опора используется в определенных уроках АТМ, во время «сканирования» своего тела, во время напряжения мышц и во время определения точек / мест контакта и его изменений.

4) В каком из уроков действия прижимания к полу или же приподнимания над ним были ключевыми?

Поток

Поток относится к качеству движения. Он соотносится с тем, как человек движется, с его конкретными движениями. Поток — это ритм или музыкальность движения — это соотношение движения и времени. Особенно, когда мы можем наблюдать плавность движения, его равномерность и легкость.
Что касается соотношения ко времени, мы можем спросить, торопливое ли это движение (быстрое) или же легкое, вялое (зажатое) — во время выполнения действия.
Мы видим, что поток движения взаимосвязан с тем, насколько движущийся готов забыть или с тем, каким уровнем контроля движущийся располагает. С точки зрения метода Фельденкрайза, мы сделаем еще один шаг, если зададимся вопросом, протекает ли движение равномерно, или же оно приостанавливается и снова начинается, или же становится более плавным или задерживается.
Перемена потока обычно указывает на место в действии, где существует его усложнение или облегчение. Текучесть или же структурная гибкость движения частично является результатом координации действий мышц-антагонистов. Моше говорил о том, что оптимальное движение является обратимым — что его можно остановить, начать выполнять вспять, или снова продолжить в любой момент — это и является признаком того, что вы уделяете себе внимание. В повседневных делах, отчасти благодаря импульсу, движение просто перестает быть обратимым. Так что лучше всего стремиться к плавности движений как к признаку высокой координации.

Вопросы:

Движение плавное или прерывистое? Что мешает потоку?Есть ли изменения текучести или плавности движений (качество)? Меняется ли его темп?

Какие части последовательности движутся по потоку иначе, чем другие?

Упражнения:

1) Наблюдайте за тем, как люди открывают тяжелую дверь — когда движение плавное и когда меняется его поток? Есть ли рывки в начале или в конце действия?2) Сравните то, как несколько человек выполняют одно и то же действие — к примеру, играют в боулинг или просто ходят — исключительно с точки зрения качества их движений. Можете ли вы уловить их качественные особенности?3) Как много уроков АТМ вы знаете, которые касаются прежде всего потока движения или в которых поток является одной из основных организующих идей?4) Выберите любой урок и включите в него инструкцию касательно потока движения в каждой из вариаций. Исследуйте вариации и как можно выразить это наибольшим количеством способов.

Усилие

Мышцы являются двигателями любого движения. Они обеспечивают двигательную силу, отвечающую на команды от нервной системы и заставляющую скелет менять свое положение. И хотя мы можем говорить о том, как работает отдельная мышца, на самом деле ни одна мышца не работает сама по себе. Любое мышечное действие требует координации как минимум нескольких мышц вокруг сустава. Функциональное движение в пространстве требует компенсаторного действия всей мышечной системы, чтобы сохранять равновесие. Следовательно, все движения требуют изменений в паттернах мышечной активности. Доминирующие паттерны мышечных действий называются мышечными синергиями.
Сокращения мышц могут быть концентрическими (по направлению к центру тела), эксцентрическими (контролируемое удлинение) или же изометрическими (с сохранением длины мышцы). Одна из пар мышц-антагонистов может сокращаться, в то время как другая удлиняется (реципрокная иннервация) или же они все могут сокращаться одновременно. До тех пор, пока человек жив, в мышцах всегда будет некоторая активность. Фоновая активность мышц во время отдыха называется тонусом.
Оптимальное мышечное действие определяется как скоординированное: действие распределяется по всему телу так, что мышцы работают пропорционально их толщине (поперечному сечению). Это значит, что крупные мышцы должны выполнять большее количество работы, а мелкие мышцы направляют и поддерживают это движение, а не начинают его.
С кинестетической точки зрения (с точки зрения движущегося человека), ощущение усилия говорит нам о том, как мы организовываем свое движение. Ощущение усилия говорит нам не о том, насколько трудно это движение, а как бы подсказывает нам о координации (организации) этого движения. Ощущение усилия (в ежедневных делах) является признаком неэффективности. Легкость движений без усилия проистекает из скоординированного действия.

Вопросы:

Работают ли группы мышц вместе или же одни мышцы работают против действия других (одновременное сокращение)?Мышцы-антагонисты помогают движению или же затрудняют его?Основные мышцы добавляют динамику движению или же они держат центр тела неподвижным?

Есть ли место в теле, которое работает сильнее, чем кажется необходимым?

Упражнения:

1) Наблюдайте за тем, как люди открывают тяжелую дверь, задаваясь вопросом: когда они напрягают свои усилия, чтобы преодолеть свою недостаточную организацию?2) Сравните то, как несколько разных человек выполняют одно и то же движение АТМ. Как отличаются действия их мышц? Как разные шаги урока меняют их усилие?3) Назовите все уроки АТМ, которые вы знаете, связанные преимущественно с работой над усилием?

Дыхание

Ритм и объем дыхания является очень важным для координации движения и настроения. Оценивая дыхание, мы можем наблюдать его с разных сторон: движение груди и живота, боковых поверхностей от подмышек до бедер, верхней части корпуса под ребрами и в носу, рту, горле, брюшных мышцах (дыхательная диафрагма и тазовое дно), а также между лопаток на спине и в области нижних ребер. Говоря о ритме мы подразумеваем длину вдоха, выдоха и паузы между ними, если они есть, а также как эти показатели меняются во время протекания движения.
Наблюдая за тем, как по телу проходит волна дыхания, в каком направлении она движется и что ей препятствует, мы видим взаимодействие усилия и последовательности движений, и как они влияют на дыхание.
Мы обращаем внимание на то, где происходит вдох, что расширяется и что сокращается. То же самое и для выдоха: что мешает и что помогает? Зная, что мы созданы таким образом, что дышим так, как движемся, мы отмечаем помехи в дыхании — задержки дыхания, затрудненное или неестественное дыхание — как признаки неумелого и неэффективного действия.

Вопросы:

Дышит ли движущийся во время движения? Если движение задерживается, то это происходит на вдохе или на выдохе?Где и когда двигающийся вдыхает и выдыхает? Как этот ритм соотносится с его действиями?

Вдох и выдох следуют тому, что требует движение, или же идут против него?

Упражнения:

1) Наблюдайте за тем, как люди открывают двери. Видите ли вы, как меняется их дыхание? Что указывает на то, что человек задержал дыхание или же помешал ему? Можете ли вы положить руки и почувствовать, что происходит?2) Наблюдайте за дыханием одного или более учащихся во время занятия АТМ. Отметьте, когда он перестает дышать и когда это меняется. Как вы можете изменить свои инструкции, чтобы помочь учащемуся лучше пользоваться своим дыханием как указателем для ориентации?3) Сколько вы можете назвать разных способов работы с дыханием и в каких упражнениях АТМ?4) Изучите урок по дыханию Александра Янаи, чтобы ознакомиться с великим многообразием основных дыхательных паттернов, которые Моше раскрывал на своих занятиях.

Модель SPIFFER и Осознавание через движение (АТМ)

Уроки АТМ с точки зрения модели SPIFFER

Каждая категория модели SPIFFER дает вам ракурс, с которого вы можете понять уроки АТМ, чтобы вы могли задать вопрос: «Так о чем же этот урок?» Каждый урок построен вокруг одного из базовых двигательных паттернов, одной повседневной «обычной вещицы». То есть, урок касается организационной целостности, которую можно понять при помощи одной категории — к примеру, дыхательной последовательности. Каждый урок содержит связанные с темой основной идеи, красной нитью проходящей через все ступени урока.
Некоторые уроки работают более чем с одной категорией. Большинство уроков направлено на несколько категорий, если не на все сразу.Последовательность. Движения, преимущественно связанные с кинетической цепью. Каждый урок, работающий с движением в пространстве, работает и с последовательностью.[Координация мышц-сгибателей и мышц-разгибателей; перекаты в положение сидя и стоя]

Путь. Уроки, которые характеризуются определенной траекторией в пространстве.

[Тазовый циферблат; круги руками; книга на стопе]

Начало. Уроки, которые учат двигаться от центра, все касаются начала движения.

[Основы движения; кот и верблюд]

Опора. Изучаем переход от одной взаимосвязи с гравитацией (позы) к другой, или же выполняем уроки, которые в основном касаются ощущения веса или давления тела на пол.

[Сесть из положения лежа; сесть и затем встать на ноги; змеиные извивания; четыре точки; стойка на голове]

Поток. Это уроки, где нас просят следить за качеством одного движения, когда мы выполняем еще и другое, следовательно, повсеместно размывая «стандарты качества».

[Рука-колокол; перекаты головы между руками; одновременно садясь из положения лежа; руки косаря]

Усилие. Уроки, которые исследуют паттерны мышечной активности (или синергии), как, например, движения, координирующие группы мышц-агонистов с группами мышц-антагонистов, тем самым обновляя не дифференцированные паттерны сокращений и усиливая ощущения мышечной работы.

[Подъемы головы со сгибанием; разделение движений головы и глаз; уроки на мышцы-сфинктеры]

Дыхание. Уроки, которые исследуют разные аспекты дыхания или же те, которые построены вокруг понятия оптимального дыхания.

[Движения-качели; дыхание из четырех частей; остановка дыхания; склеивание легких]

Инструкции для преподавания уроков АТМ с позиции модели SPIFFER

Каждая категория модели SPIFFER может быть отдельно использована для создания инструкций к вашему преподаванию АТМ. В то время когда вы преподаете (или, возможно, после преподавания прослушиваете запись одного из своих уроков), отмечайте, с какими категориями вы работали, а какие опустили.Можете ли вы перечислить виды кинетического опыта (вспомогательные методы), которые могут подходить под каждую категорию модели SPIFFER?Последовательность [Пос] — Путь [П] — Начало [Н] — Основа [О] — Поток [Пот] — Усилие [У] — Дыхание [Д]

Примеры инструкций к каждой из категорий:

Последовательность: Где вы ощущаете, что происходит это движение? Где оно прекращается? Можете ли вы почувствовать отголоски движения где-то еще в теле?
Путь: Потянитесь рукой вперед. Можете ли вы описать тазом дугу?
Начало: Выполняйте только начало движения… Откуда вы начинаете действие?
Основа: Как меняется ваш контакт с полом, когда вы…?
Поток: Движение плавное или прерывистое? Торопливое или спокойное? Можете ли вы сделать движение текучим? Можете ли вы мягко опускать, а не быстро ронять свою…?
Усилие: Где вы чувствуете больше всего работы? Можете ли вы почувствовать, как мышцы на противоположной стороне удлиняются в то время как с этой стороны сокращаются?
Дыхание: Обратите внимание на то, когда вы дышите. Вы задерживаете дыхание? Где вы чувствуете движение от дыхания?

Как распознать оптимальное движение

Модель SPIFFER предлагает свое определение характеристики оптимального движения в каждой из категорий. Оценка эффективности действия требует рассмотрения всех этих факторов.
Эти сноски дадут вам пример рассмотрения любого движения с точки зрения его эффективности— глобально и систематично — давая способы оценки того, что недостаточно оптимально или даже опасно в совершаемом движении. Такая позиция может предложить, как можно улучшить движение: сделать его более легким, эффективным и безопасным.

Категории оптимального движения

• Распределение. Движение никогда не ограничивается одной областью, а распределяется по всему телу. Это прежде всего касается работы суставов или же «соматического марксизма», то есть распределения движения по всему скелету так, что каждая его часть (каждый сустав) выполняет свою часть работы.[Пос, Пот]

• Передача (трансмиссия). Сила передается через суставы, а не в них. Хронически напряженные мышцы или же мышцы в повышенном тонусе не воздействуют.

[Пос, Пот]

Согласование (соответствие). Вектор движения в пространстве является согласованным или даже выстроенным. (Противоположность — встречная мотивация.)

[П, Пот]

• Начало от центра. Наибольшая костистая масса движется первой. (Различайте действия всего тела, свои умения и точные двигательные способности.)

[Н, Пос, О, Пот]

• Динамическая опора. Подходящая опора для поддержки должна всегда присутствовать под центром веса тела, чтобы вес мог легко смещаться в ответ на требования движения. Поддерживающая поверхность выстраивается согласно направлению движения.

[О, Пос, У]

• Плавное течение. Движение не прерывается и протекает легко и непринужденно.

[Пот, У]

• Скоординированное действие. Мышцы работают пропорционально своему сечению, то есть более крупные (центральные) мышцы работают больше всего, а мышцы периферии направляют движение.

[У, Пот, Пос]

• Дыхание. Свободное (не задерживайте дыхания) и разнообразное в соответствии с требованиями ситуации.

[Д, У, Пот]

• Подвижность. Способность двигаться в любом направлении с одинаковой легкостью и без подготовки.

[Пос, П, Н, О, Пот, У, Д]